(16 июля 2008)

О цели в педагогике и педагогической деятельности в глобальном виде можно говорить в социально-педагогическом смысле (то есть на 1-м уровне) понятия «воспитание».

Что есть воспитание

Следовательно, глобальная цель неизбежно отражает уровень развития общества, его производительных сил и производственных отношений, экономических и правовых отношений, а также историю и общественные традиции. Вторая особенность так понимаемой цели воспитания состоит в том, что она имеет как бы противоположно направленные векторы. Один из них обращен к опыту прошлого, имеет в виду преемственное усвоение и освоение подрастающим поколением того опыта, который достигнут в предшествующей истории общества. Другой вектор устремлен в будущее, определяет перспективные контуры развития подрастающего поколения, то есть имеет в виду подготовку детей и молодежи к жизни и деятельности в предстоящие, более совершенные годы и даже эпохи. Изобразим это следующим образом.
Отсюда следует, что цели воспитания имеют исторический характер и меняются вместе с развитием общества, часто предвосхищают события, предлагая новые пути в воспитании и образовании. В обществе, имеющем различные социальные слои и группы (сословия, классы, духовенство, правящая верхушка, политические партии, элита творческая, военная и др.) в один и тот же исторический период цель воспитания определяется по-разному. Подрастающее поколение и каждый человек испытывает мощное влияние многих факторов. Так, еще Л.Н. Толстой отмечал, что в существовавшем воспитании (которое он считал насилием в образовании), есть 4 причины: семья, религия, государство и общество. Но даже цель, сформулированная одинаково, в разные исторические эпохи имеет неодинаковое содержание.
Мы приведем из истории лишь некоторые примеры развития цели воспитания.

Примеры развития цели: взгляд сквозь историю

Достаточно изучена система воспитания в Спарте и Афинах (VII-IV вв. до н.э.). Целью спартанского воспитания было формирование физически крепкого, храброго и дисциплинированного воина, законопослушного гражданина, преданного государству. А из девушек готовили физически крепкую будущую мать, умелую и экономную хозяйку. Рабы же ни в каких учебных заведениях не учились. Такое положение вполне соответствовало общественному устройству Спарты. Система афинского воспитания имела целью сочетать умственное и нравственное (мусическое) и физическое (гимнастическое) воспитание.
Эпоха средневековья характеризуется господством церкви и феодалов. Цель воспитания была разная для рыцарей, крестьян и ремесленников. В эпоху Возрождения социалист-утопист Томас Мор (1478-1535) мечтал о равном для всех воспитании и участии в труде всех граждан. Ставя такую цель воспитания, он намного опередил свою эпоху. В Новое время великий славянский педагог Я.А. Коменский (1592-1670) целью воспитания считал всеобщее образование и подготовку к загробной жизни. В воспитании джентльмена видел цель воспитания Д. Локк (1632-1704). Свободное воспитание характерно для Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). По мнению А. Дистервега (1790-1866), целью воспитания является подготовка молодежи к счастливой жизни — пожелание хорошее, но весьма неопределенное.
Из отечественных педагогов назовем Н.И. Пирогова (1810-1881), который видел цель в воспитании гражданина Отечества. По К.Д. Ушинскому (1823-1870), цель-— это воспитание труженика и патриота. Л.Н.Толстой (1828-1910) полагал важнейшей задачей развитие творческих дарований крестьянских детей, он мечтал «Об университете в лаптях».
О развитии всех человеческих способностей и соединении обучения с производительным трудом мечтали социалисты-утописты Ш. Фурье, Р. Оуэн, а также К. Маркс и Ф. Энгельс (XVIII-XIX вв.).
Идея гармонического развития личности зародилась еще у мыслителей Древней Греции, потом варьировалась в разное время и педагогами-гуманистами, и социалистами-утопистами, и педагогами-марксистами. КПСС провозгласила целью воспитание «поколения, способного окончательно установить коммунизм», «подготовку всесторонне развитых членов коммунистического общества». На практике эта идея о всестороннем развитии молодежи не была реализована.
Представляют интерес взгляды современных педагогов-исследователей на формулировку целей воспитания. Проф. А.А. Радугин берет за идейную основу всей системы воспитания принцип гуманизма. С позиции гуманизма, по его мнению, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения; свободным и самодеятельным, ответственным за все происходящее в этом мире.
Профессор Н.К. Степаненков о цели воспитания пишет: «Общество и его система образования должны заботиться о том, чтобы каждый ученик, как будущий работник, специалист любой квалификации был человеком развитого ума, психологически образован, практически и психологически подготовлен к труду и выбору сферы деятельности, социально развит, физически здоров и эстетически воспитан».
Другой белорусский педагог, академик И.Ф. Харламов, так рассуждает о цели воспитания: «Формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает не только как объективная потребность общества, но и становится основной целью (идеалом) современного воспитания»»‘.
Академик Б.Т. Лихачев «цель воспитания гуманной, демократической личности» рассматривает структурно на разных уровнях. «В качестве цели — идеала, — пишет он, — всегда будет сохранять свое значение и духовную ценность идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности…».
Б.Т. Лихачев считает также, что помимо общечеловеческих демократических целей и идеалов воспитания реально существуют и другие, имеющие негативный, нежелательный характер. Это цели авторитарные, мелкобуржуазные, националистические, буржуазно-космополитические, религиозные, анархически-разрушительные, монархические, преступно-романтические, неофашистские. Анализируя их, автор считает, что они порождают в детской среде «растерянность, скептицизм, индифферентность к общечеловеческим идеалам, цинизм, отчужденность от подлинной культуры»».
Конечно, справедливо общее суждение Б.Т. Лихачева о группе недемократических целей, существующих в реальной воспитательной практике. Между тем не ясны мотивы, по которым он отнес некоторые цели к негативным. Например, монархическая цель, очевидно, не может быть отнесена к этой группе. Известно, что благополучно живут и развиваются такие монархические государства, как Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Испания. И надо ли это осуждать? То же можно сказать и о целях религиозного, мелкобуржуазного воспитания. В частности, вряд ли нужно считать неприемлемой цель нравственного воспитания, скажем, основанную на этических ценностях христианской религии. Ориентировка Беларуси, России и других стран СНГ на рыночную экономику, очевидно, не исключает, а предполагает такую цель, как воспитание делового, предприимчивого работника и хорошего хозяина— частного собственника. Но это есть существенный признак мелкобуржуазной идеологии. Обратный пример: коммунистическое воспитание как средство достижения идеала личности советского общества не оправдало тех надежд, которые на него возлагались. Следовательно, определение и формулировка цели — это очень существенный исходный элемент начала педагогической деятельности, но не единственный и не решающий. Кроме цели, как уже сказано, есть и средства ее достижения, которые либо обеспечивают необходимый результат (ожидаемый продукт), либо нет.
На основе краткого обзора и анализа постановки целей воспитания в различные исторические периоды развития общества И.П. Подласый делает вывод: «Разумной альтернативы всестороннему и гармоническому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого с учетом допущенных ошибок (в советский период. — И.Пр.) будет стремиться новая отечественная школа (России. — И.Пр.). Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая при разумной организации и поддержке всего общества цель».
Исследователь В.В. Воронов не дает своей точной формулировки общей цели воспитания. Он соглашается с тем, что в новых социальноэкономических условиях России идеал воспитания всесторонне и гармонически развитой личности не осуществим.
О.С. Газман полагал, что в формировании цели воспитания следует «исходить из необходимости развития у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя» и как существу социальному, и как неповторимой индивидуальности, и создания условий для социальной самореализации.
Эту мысль поддерживает доцент В.К. Васильев. По его мнению, гуманистический подход в педагогике в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса имеет ввиду создание предпосылок для самореализации личности, а также для удовлетворения ее потребностей и реализации разностороннего потенциала. Эта мысль напоминает идею Р. Бернса о «Я — концепции» в воспитании.
Анализируя подобную позицию сторонников нового педагогического мышления, С.Д. Смирнов (1989) справедливо замечает: «В этом случае цели воспитания не могут иметь характер конкретного идеала, по образцу которого воспитатель стремится «сформировать» личность воспитуемого, будь это моральный кодекс строителя коммунизма или христианские заповеди. И в самом деле: каждому индивиду нужны оптимальные условия. А они бесконечно разнообразны. И, следовательно, общий для всех идеал в качестве цели предложить невозможно.
С.Д. Смирнов в соответствии с новой парадигмой6, хотя и не общепринятой, выдвигает ансамбль целей:
первая — создание условий, необходимых для максимально полного освоения личностью материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством;
вторая — помощь воспитуемому в раскрытии его внутренних потенций, в движении по пути самореализации;
третья — стимулирование познания человеком самого себя, выработка индивидуального стиля жизни и деятельности.
Никаких директив воспитанникам со стороны педагогов не может быть. Им предоставляют широкий выбор целей, а право выбора остается за личностью.
Суждения О.С. Газмана и его единомышленников и оценки С.Д. Смирнова весьма привлекательны с точки зрения гуманизации воспитания и педагогики сотрудничества.
Интересно рассуждение В.В. Прокошева о цели воспитания. В человеке три ипостаси: а) физическое (биологическое) тело; б) личность (как связь с человеческим обществом); в) душа, духовность (как связь с идеальным миром). Далее исследователь пишет; «В идеале я представляю себе цель воспитания, а затем и самовоспитания, а может быть, и жизни — гармонизацию биологического, социального и духовного в человеке».
Итак, краткий обзор взглядов и суждений разных ученых педагогов, выраженных в основном в учебных пособиях по вопросу о цели и идеале воспитания, позволяет сделать некоторые выводы:
а) цели воспитания зависят от уровня развития общества, его экономических возможностей, политической структуры и исторических традиций;
б) цели воспитания построены по принципу иерархии. Есть цели всеобщие, государственные и цели школы, учителя, учащихся или технологические;
в) цель воспитания — всестороннее гармоническое развитие личности, провозглашенная еще советской педагогикой, в то время стала, скорее всего, идеологическим лозунгом, но не была реализована. В постсоветский период эта цель сохраняется на перспективу как идеал воспитания, но в настоящее время из-за отсутствия экономических возможностей ни в России, ни в Беларуси неосуществима;
г)есть поиск новых подходов и формулировок цели воспитания (Н.К. Степаненков; В.В. Прокошев; О.С. Газман; С.Д. Смирнов и др.), которые рассчитаны на гуманизацию и демократизацию воспитательной системы.

Современные постулаты

Такой обзор суждений разных авторов о цели воспитания убеждает, что вопрос этот сложный, мнения о цели противоречивы и даже взаимоисключающие, но есть и совпадения. Мы изложим свое понимание и видение общей цели воспитания на современном этапе социально-экономического и правового развития страны — Союза Беларуси и России.
Мы также придерживаемся того мнения, что общей целью как идеала воспитания является разностороннее гармоническое развитие личности.
Необходимо раскрыть смысл этих понятий. Уже говорилось, что идея гармонического развития человека имеет очень давнюю историю и в разные исторические периоды она трактовалась неодинаково.
Есть термины «всестороннее» и «разностороннее» воспитание и развитие. Мы предпочитаем второе выражение (термин), так как понятие «всестороннее» должно быть конкретным — ни меньше, ни больше сторон, чем «положено». Но вся беда в том, что разные авторы, педагоги и исследователи явлений воспитания по-своему перечисляют эти «стороны»— то их больше, то меньше— притом в произвольной последовательности. Кроме того, развить «все стороны» личности в процессе воспитания — задача далеко не реальная. Практика, жизнь показывают, что ребенок талантлив большей частью в одном-двух видах деятельности (в музыке, математике, спорте, техническом творчестве, языках и т.п.), но по другим видам он имеет обыкновенные (средние) способности.
Разностороннее развитие, по нашему мнению, предполагает воспитание и развитие следующих сторон личности:
— физическое воспитание и укрепление здоровья;
— развитие всех природных задатков;
— воспитание сознания: интеллектуального, нравственного, правового;
— воспитание духовности;
— воспитание культуры чувств (в том числе и эстетических);
— воспитание воли;
— воспитание художественных способностей и дарований;
— воспитание способности к труду, обеспечивающему жизнь, достойную современного человека;
—- воспитание коммуникативных способностей и культуры общения;
— развитие способностей личности к самовоспитанию и самообразованию.
Эти «стороны» можно, очевидно, объединить в такие группы:
— телесное здоровье;
— психические способности;
— социальное развитие;
— духовное развитие.
К названным сторонам личности можно что-то и добавить, но предпочтительно изложить их в такой последовательности. (Очевидно, каждую из указанных сторон нужно подробно расшифровать, посвятив этому вопросу самостоятельное исследование.)
Гармоническое воспитание и развитие предполагает соразмерное и стройное сочетание следующих качеств и характеристик личности:
а) тела и души;
б) ума и сердца;
в) внутреннего и внешнего;
г) вечного и преходящего;
д) отношения индивида с природной и социальной средой;
е) общечеловеческого и индивидуального, личного;
ж) национального и интернационального;
з) веротерпимости;
и) субъекта и объекта воспитания;
к) свободы и необходимости в воспитании.
Говоря обобщенно, речь идет о гармонии отношений индивида с окружающим миром, природной и социальной средой и с самим собой.
Именно в этом смысле мы говорим о разностороннем гармоническом развитии личности как цели и идеале воспитания, понимаемом на социально-педагогическом и общепедагогическом уровнях.
Цели, как и деятельности, бывают разных уровней, о чем мы уже говорили ранее. Цели более высокого уровня как бы «командуют» целями нижестоящими. Различают группы целей и по другим основаниям. Это, например, цели субъекта и объекта воспитания, которые взаимодействуют как соцели, так как учебно-воспитательный процесс есть процесс двусторонний. Об этом также уже упоминалось. Различают также цели стратегические, тактические и оперативные в зависимости от значимости решаемых задач. Из принципа преемственности и перспективности воспитательной работы вытекают цели, последовательно расположенные во времени: цели близкие, средние и дальние. А.С. Макаренко говорил о системе перспективных линий, имея в виду именно во временной перспективе систему целевых установок. В зарубежной педагогике известна так называемая таксономия (расположение по порядку) целей. Исследователи говорят и о «древе целей».

Мнение зарубежных педагогов о целях воспитательного процесса

Представляют интерес взгляды зарубежных педагогов на цели воспитания.
Самые общие цели в разных странах представлены в широком спектре. И в то же время интенсивный культурный обмен, развитие коммуникаций и разные интегративные процессы между народами и обществами, деятельностью международных организаций (ООН, ЮНЕСКО и др.) формируют и некоторые общие идеи, концепции, цели и идеал воспитания. Начнем с того, что общего в целях.
Как это не покажется неожиданным, в настоящее время идея всестороннего развития личности как высшей цели воспитания признается во всем мире, хотя она была целью и идеалом советской педагогики. Мы уже отмечали: различие этой цели не в формулировках, а в конкретном ее содержании, — разные деятели в разных странах вкладывают в нее -неодинаковый смысл. (Собственное понимание этой цели мы уже изложили).
В США и некоторых странах Западной Европы традиционно придерживаются концепции воспитания «адаптация личности к жизни». Например, в США эта концепция под влиянием философии и педагогики прагматизма (инструментализма) Д. Дьюи (1857-1952) существует с 20-х годов до настоящего времени, правда, в измененной форме. Его идеи поддерживают и другие деятели психологии и педагогики — А. Маслоу, Л. Комбс, Э. Колли, К. Роджерс и др. По этой концепции цели образования сводятся к тому, чтобы выпускник средней школы был эффективным производителем, ответственным гражданином, разумным потребителем и хорошим семьянином. Эти идеи оказали значительное влияние на педагогику многих зарубежных стран. На идеях педагогов-прагматистов (Е. Херст, Р. Финли, М. Уорнок и др.) определилась основная цель воспитания: формирование чувства собственного достоинства гражданина и самоутверждение личности каждого (США).
Школа выполняет еще одну задачу по подготовке гражданина: воспитание законопослушного патриота, который гордится своей страной.
В последнее время в большинстве стран мира утверждается еще одна концепция и цель воспитания — гуманизация воспитательной системы. Это проявляется в утверждении идеи педоцентризма, культа ребенка, в защите его прав. (Идея педоцентризма имеет, как известно, многовековую историю, яркими представителями ее были, например, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.). В переориентации школы на ребенка в воспитательно-образовательной системе сильное влияние оказали представители гуманистической психологии, а также педагогики (Ш. Вайнштейн, Л. Занков, В. Сухомлинский, М. Фантини, Дж. Браун). В эту переориентацию внесли большой вклад и различные международные организации и движения. Так, 20 ноября 1989 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которую подписали или присоединились к ней 95 % стран из 185 членов (1995). На ее основе многие страны приняли соответствующие законы, в том числе Республика Беларусь (осень 1993 г.). И другие общественные движения (спортивные и молодежные, движение «зеленых» и др.) в защиту прав ребенка также явились причинами утверждения идеи гуманизации воспитания детей.
В этом же русле можно рассматривать «Я — концепцию» английского ученого Р. Бернса, концепцию здорового самосознания и самооценки личности. Одна из общих целей воспитания в ряде стран провозглашается как формирование нравственной устойчивости личности. На эту идею повлияли философы и педагоги (Э, Бойер — США, Дж. Дерболав— ФРГ, Д. Икеда — Япония и др.).
В соответствии с необихевиористской концепцией в психологии и педагогике выдвигается задача формирования «управляемого индивида». Известно, что в основе учения бихевиористов лежит идея реакции человека на соответствующие стимулы. Путем организации серии стимулов можно добиться поведения индивида по заданной программе. Но авторы этой концепции совершенно не учитывают, что личность— существо сознательное, самоактивное и вряд ли она согласится быть только объектом манипулирования ею, разве что в состоянии внушения.
Надо сказать также о целях воспитания, опирающихся на различные религиозные философские учения. В соответствии с учением педагогов-неотомистов, задача заключается в воспитании богобоязненной личности. Через христианскую этику формируется истинно добродетельная личность. Но, как известно, в ряде стран за идеал берут этические ценности господствующей религии, например, ислам в Иране. В Алжире даже происходят время от времени кровавые столкновения между сторонниками и противниками установления общественной системы и воспитания на основе ислама.

Итоги

Еще К.Д. Ушинский отмечал, что системы воспитания в разных странах отражают национальный характер и народный дух. Они влияют на идеал, иногда — определяют его. Ученые педагоги Б.Л. Вульфсон и З.А. Малькова кратко, но достаточно выразительно отметили эти особенности в некоторых странах. Так, идеалом воспитания в Англии является джентльмен, физически крепкий и закаленный, ответственный, с высокой культурой поведения. В Германии и северных странах Европы стало традицией воспитание аккуратности, дисциплинированности, трудолюбия. В Японии и Китае особое внимание уделяется развитию группового духа, сотрудничества, послушания старшим. В США характерно развитие самостоятельности, независимости, деловитости, индивидуализма. Индуизм (Индия) создал культ сдержанности, смирения, спокойствия, ненасилия. Таковы особенности целей воспитания в некоторых зарубежных странах.


МЫ В СОЦСЕТЯХ



Поиск:

Категории: