Точно так же, как в классической педагогике категорию «метод» относят к конкретным разделам: теории обучения, воспитания, а не в целом к образованию, в музыкальной педагогики методы воспитания и обучения рассматривают раздельно, поскольку у них различное предназначение. В качестве теоретических категорий, они являются взаимодействием воспитанников и воспитателей (учеников и учителей), в результате которого происходит передача и усвоение музыкальных знаний, навыков и умений, в музыкальном воспитании формируется мировоззрение, личностные музыкальные качества и развитие музыкальных способностей.
Методам организации музыкального воспитания присущ общий педагогический характер, они охватывают как теоретическую, так и практическую сторону воспитательного процесса.
СодержаниеСвернуть
Классификация методов музыкального воспитания
Современные педагогические требования диктуют условное разделение общих методов музыкального воспитания на несколько групп:
- Такие, которые формируют музыкально-эстетическое сознание;
- Такие, согласно которым происходит организация музыкально-эстетической деятельности, формирование опыта практического творчества;
- Такие, которые стимулируют практическую музыкальную деятельность;
- Такие, которые стимулируют музыкальное самовоспитание.
Методы формирования музыкально-эстетического сознания
Данная группа методов предполагает совокупность взаимодействий между педагогом и учениками, во время которых происходит усвоение содержания материала, и которое основано на сознательном, здравомыслящем и оценочном отношении к нему. В результате формируется музыкальное сознание, определяющее музыкально-эстетические ценности личности и уровень музыкального развития ученика.
На практике музыкального воспитания используют несколько методов, относящихся к этой группе.
Музыкально-эмоциональное влияние является жизнедеятельностью участников воспитательного процесса, которая была специально создана и организованна с определенной целью. При этом она связанна с влияющими на эмоционально-образное мышление личности образцами музыкального творчества, использованными в воспитательном процессе. К такому методу относят иллюстрацию и демонстрацию определенных музыкальных произведений, которые сопровождают яркими изобразительными и выразительными элементами, вызывающими положительную эмоциональную реакцию. Такое влияние моет быть как прямым, так и косвенным, направленным на стимулирование активности воспитанников.
Убеждение – действия воспитателя, направленные на то, чтобы сформировать личностное отношение воспитанника к музыкальному искусству, в результате чего возникает определенное отношение к произведению, избранное как единое возможное. К данным методам относят внушение, склонение, объяснение и сравнение.
На каждом уровне музыкального воспитания существуют общие критерии, характеризующие качества музыкального развития на различных этапах.
Критерии того, насколько сформировано музыкально-эстетическое сознание личности, определяются при диагностике ее художественного развития при проведении научно-педагогического исследования. Разделяют их на три группы:
В первую группу вошли критерии ценностных ориентаций, направленные на общее художественно-эстетическое мировоззрение. В музыкальном развитии главнейшими показателями данных ориентаций являются:
- Общий музыкально-эстетический кругозор учеников;
- Знания в музыкальном искусстве;
- Частота воспроизведения и прослушивания музыкальных произведений;
- Избирательность вкусовых предпочтений;
- Стремление самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.
Вторая группа включает критерии оценки музыкальных произведений, характеризующие способность личности эмоционально сопереживать художественному образу, проникать в замысел автора, уметь анализировать и интерпретировать произведения.
Оценочная деятельность характеризируется такими показателями:
- Насколько адекватна эмоциональная реакция на музыкальное произведение;
- Наличие опыта в определении содержания элементов музыкального языка;
- Обоснованность оценочных суждений;
- Наличие ассоциаций и их характер;
- Полнота и целостность постижения произведения;
- Способность соотнести вербальную и исполнительскую интерпретацию музыкального искусства.
Третья группа включает критерии самооценки своего отношения к музыке, характеризующие склонность к самопознанию и творческой деятельности, которая ориентирована на самосовершенствование. Главные показатели самооценки:
- Готовность самостоятельно оценить свои художественные впечатления;
- Критическая оценка своей подготовки к познанию музыкального искусства;
- Способность осознать внутренние разногласия;
- Стремление самосовершенствоваться; умение определить и запланировать свое музыкальное развитие.
Методы организации музыкально-эстетической деятельности, формирования практического опыта музыкального творчества
Данная группа методов имеет прикладной характер, направленность на создание практических ситуаций при музыкально-воспитательной работе. Перед музыкально-педагогическими работниками встает главная задача реализовать методы организации музыкальной деятельности. Данными методами являются:
Приучение – это взаимодействие между участниками процесса музыкального воспитания, при которых воспитанникам прививаются навыки практической музыкальной деятельности. При первом опыте общения с искусством музыки педагог приучает ученика практически исполнять музыкальные произведения, участвовать в самодеятельном музыкальном творчестве и коллективных мероприятиях. Методы приучения реализуют в повседневном участии учеников в музыкальной жизни образовательного заведения: участии в концертах, посещении различных мероприятий, посвященных музыкальному искусству.
Упражнения – это многоразовое повторение музыкально-творческих задач, которые помогают закрепить и усовершенствовать практические навыки музыкального исполнения. На практике музыкального образования упражнения чаще других применяются в музыкальном обучении, они составляют одну из основополагающих основ технической подготовки музыканта. Наиболее эффективен этот метод в паре с другим – убеждением.
Педагогическое требование – это поступок воспитателя, педагогически целесообразный, импровизированный или спланированный, направленный на смену отношения воспитанника к своей деятельности или смену его личностного поведения. На практике это один из главных факторов определения и формирования характера творческой деятельности ученика.
Общественное мнение – суждения и взгляды преподавателей, товарищей, коллег и других по поводу практической музыкальной деятельности ученика, отрицательно или положительно влияющие на формирование его практического музыкального опыта. Общественное мнение играет огромную роль, поскольку значительно влияет на формирование практического музыкального опыта будущего музыканта. Чаще всего оно выполняет контрольную и консультативную функцию, становясь экспертом уровня совершенства музыканта.
Методы стимулирования практической музыкальной деятельности
В музыкальном воспитании стимул является специально организованным влиянием на мотивацию, сознание, волю и чувства личности, которое имеет цель повысить музыкально-творческую активность личности. Стимулирование это побуждение, этот процесс является движущей силой воспитания. Основными методами этой группы являются:
Педагогическое требование – требования индивидуального характера, которые зависят от особенностей личности. Прямое требование педагог выдвигает декларативно, оно относится ко всем и должно выполняться без возражений. Косвенное требование состоит из прямого и оценочного или рекомендательного отношения преподавателя, например, требование-намек, требование-совет.
Соревнования – метод стимулирования, который очень эффективен на начальной стадии формирования музыкальных качеств. Его реализуют при участии ученика в конкурсах, концертах, показательных выступлениях и т.д., где он может продемонстрировать свои достижения и сравнить их с другими.
Наказание – моральное влияние на личность, которое помогает скорректировать поведение личности. Оно влечет за собой стыд за невыполнение требований, совершенные проступки, вызывает неприятные переживания. Применяя метод наказания нужно быть крайне объективным, учитывать особенности каждого ученика. В музыкальном воспитании наказанием может быть претензия, замечание, отрицательная оценка деятельности.
Поощрение – это материальное или моральное влияние на учеников, положительно характеризующее их деятельность, побуждающее к совершенствованию своих достижений в дальнейшем. Моральное поощрение это одобрение определенного поступка или достижения, награда дипломом или грамотой, размещение на доске почета. Материальное поощрение – ценные призы и материальные вознаграждения.
Основные требования к применению методов данной группы – их применение в комплексе. К примеру, нецелесообразно воспитательный процесс строить лишь на соревнованиях или педагогических требованиях. С одной стороны это может притупить творческий подход личности к занятиям музыкой, а с другой – создать нездоровый сопернический дух, который может привести к отрицательным взаимоотношениям в коллективе, и будет способствовать развитию отрицательных амбициозных качеств у будущего музыканта.
Методы музыкального самовоспитания
Самовоспитание является целенаправленной самостоятельной работой над тем, чтобы усовершенствовать свои личностные качества. Осуществляется оно в различных сферах и приобретает характер самообразования. Методы музыкального самовоспитания разделились на несколько групп:
Самопознание является процессом определения музыкальных свойств и их сравнение с требованиями, выдвинутыми при определенном уровне музыкальной образованности. Это сравнительное наблюдение, сравнение с музыкантами уровня выше твоего, которому предшествует самоанализ.
Самовоздержание – ограничение и недопущение личности совершения нежелательных поступков – самовнушение, самозапрет, самонаказание, самоотказ.
Самопринуждение – совершенствование своих качеств за пределы выдвигаемых требований, например, обязательное участие/посещение музыкальных мероприятий.
Эвристические и творческие методы – образцовое выполнение задач, сопровождаемое собственным творческим отношением. Другими словами это стремление вложить в музыкальное произведение свое неповторимое звучание.
Формы организации музыкального воспитания
Внешние характеристики процесса музыкального воспитания, предопределяющиеся видом музыкальной деятельности и количеством его участников, называют формами организации данного воспитания. Они бывают следующими:
Массовые – применяются в общественном процессе воспитания, выступают частью учебно-воспитательного процесса в любом образовательном учреждении. Они могут активно воздействовать на музыкальное воспитание, т.е. предполагать активное участие каждого отдельного участника, и пассивно – мероприятия, не предусматривающие активное участие участников, направлены на репродуктивное восприятие различных музыкальных явлений.
Групповые формы – небольшое количество участников, объединенных одним музыкальным жанром.
Индивидуальные формы – индивидуальные занятия, на которых решают учебные и воспитательные вопросы (знакомство с творчеством композитора и его особенностями, анализ средств выразительности музыкального произведения, и т.д.).