О жизни Святителя в его последние годы известно, что он продолжил свой нелегкий труд над спасением душ, обращающихся к нему за советом, по-прежнему посвящает жизнь служению близким людям, но уже в новой форме, соответствующей его новому положению.
Жизнь Святителя в келье отличалась крайним аскетизмом, подобная же простота наблюдалась и в общении с окружающими его людьми. В своей повседневной жизни святитель Тихон придерживался строгого режима, построенного в соответствии с церковной службой. В свободное от службы в храме время он составлял душеспасительные статьи и постановления, принимал посетителей, размышлял о Боге.
Литературные произведения, написанные Святителем в этот период, служили ему спасением от уныния, тоски и безотчетной скорби. Но также они позволяют проникнуть во внутренний духовный мир самого Святителя, в котором обнаруживается глубочайшее христианское смирение и пламенную беззаветную любовь к Христу. В этих сочинениях святитель Тихон изливал свою любовь к людям, заботился о пользе и исправлении своих братьев.
В своем служении ближним Святитель проявлял не меньшее усердие и ревность, чем выполнение своих архипастырских обязанностей. В своих подвигах христианской любви и сострадательности святитель Тихон часто забывал самого себя, находил отраду и утешение. Как вспоминает келейник Святителя Тихона В. Чеботарев, святой отец готов был всегда оказать помощь всем, кто обращается к нему.
Дети пользовались у Святителя особым вниманием. Понимая особую важность правильного воспитания, и наблюдая нерадивое отношение к этому у большинства крестьян, он сам старался воспитать их с присущей ему отеческой любовью. Дети внимали наставлениям Святителя с особым трепетом и для многих из них послужили стали главными заветами в жизни.
Святитель оценивал детский возраст как «незлобивый» и наиболее восприимчивый к добру и злу. Он старался полностью искоренить зло даже в помыслах детей, например, при раздаче хлеба и денег детям из бедных семей. Главной целью бесед Святителя с посетителями на монастырском дворе было изучение духовного состояния собеседника и в соответствии с этим формирование нужного персонального наставления.
С каждым днем духовный уровень Святителя возрастал, при этом тело его угасало. Завершающие три года своей праведной жизни святитель Тихон провел в совершенном уединении, безмолвии и самоуглублении. Тем не менее, даже в условиях затворничества Святитель продолжает свою работу над рукописями. В этот период написано одно из лучших его произведений, это письмо мирянину, который заботится о спасении своей души. В этом письме Святитель приводит свод основных правил, которыми должен руководствоваться каждый верующий всю свою жизнь.
В самые последние часы и минуты своей жизни святитель Тихон мысленно и духовно готовился к встрече с Единым Богом, служению которому посвятил всего себя без остатка. Окончил свою многотрудную подвижническую жизнь святитель Тихон, Задонский чудотворец 13 августа 1783 года, на 59-м году жизни.
Экскурс в историю жизни святителя Тихона был необходим для того, чтобы понять, в какую эпоху жил и творил один из самых авторитетных просветителей России XVIII века. В те годы система образования в Российской империи еще не имела научной педагогической основы, некоторые педагогические идеи проникали с Запада, не принося, однако, особой пользы. Святитель Тихон использовал в своей педагогической практике научные идеи и результаты исследований передовых ученых, накопленные педагогикой за многие столетия. Главной задачей системы образования Святитель считал просвещение простого народа, и для этого он делал все возможное. В основу педагогической системы, созданной Святителем, была положена любовь к ближнему.