Еще древнегреческие мыслители V—III вв. до н.э. (Платон, Аристотель, Евклид) в качестве средства познания использовали постулаты и аксиомы. В математике общеизвестны постулаты Евклида. Аксиоматический метод применяется в логике, а также в некоторых других науках. Постулаты и аксиомы в педагогике фактически также давно существуют, в частности в народной педагогике, вероучениях, но стихийно, может быть, недостаточно осознанно и используются непреднамеренно, так как теоретически они слабо изучены. В числе немногих можно назвать работы А.И. Кочетова, И.П. Подласого, Б.М. Бим-Бада
Напомним о нескольких общих положениях постулатов и аксиом, которые нам впоследствии понадобятся:
— постулаты и аксиомы в современном представлении не имеют существенных различий и, как считают логики и философы, являются почти синонимами; это исходные, принимаемые без доказательств положения-истины какой-либо теории;
— постулаты и аксиомы принимаются за истины без доказательств потому, что представляют собой итог длительных и множественных наблюдений за однородными явлениями в окружающем мире;
— аксиоматический метод имеет строгие правила и точный, часто формализованный язык, но в науке не все поддается формализации, чтобы дедуктивным способом прийти к каким-либо выводам;
— аксиоматический метод в ряде неформализованных наук— к ним относится и педагогика — требует эмпирического подтверждения.
Итак, педагогику мы отнесем к неформализованным наукам, а значит, можно использовать семантическую (содержательную) и аксиоматическую системы.
Постулатами и аксиомами прежде всего насыщена народная педагогика. Это пословицы, поговорки, изречения. В теоретическом плане они отчасти изучены и обобщены в этнопедагогике. Незавершенность этой работы объясняется тем, что еще ведется анализ фольклорного материала с точки зрения тех или иных педагогических понятий, например, как идеал воспитания, содержание воспитательной работы (нравственное, физическое, гуманистическое, эстетическое, трудовое и т.п.), некоторые правила и добрые пожелания о воспитании и т.д. Дается обобщение, главным образом историко-фольклорного порядка. Одна из задач науки педагогики состоит в том, чтобы на основе небольшого числа постулатов и соответствующих аксиом построить непротиворечивую теорию воспитания с выходом на педагогическую практику. Это пока невозможно сделать в разделе дидактики, но в разделе теории и методики воспитания — вполне реально. При обращении к аксиоматическому методу понадобится и формализованный язык, а в педагогике в этом направлении сделаны только еще первые шаги.
Формулировка аксиом в народной педагогике берется из пословиц и поговорок, а также афоризмов и других изречений, взятых из преданий, сказов, былин, шуток и другого фольклорного материала. Афоризмы и другие изречения в качестве аксиом педагогика использует также из художественной, публицистической, политической, философской и другой литературы.
На примере темы воспитания детей в семье (педагогика семьи) мы попытаемся показать, как примерно можно построить эту систему воспитания на основе некоторых постулатов и аксиом педагогики.
Постулат 1-й: Начало (источник) педагогики — женщина. Говоря обыденными словами, в жизни общества она выполняет множество социальных функций, которые в основном замыкаются на педагогике. Первая и наивысшая из них — быть продолжательницей рода, т.е. матерью. Эта ее функция совершенно необходима и очевидна и, значит, аксиоматична. На основе этой аксиомы следует развернуть обоснованную программу формирования девочки и девушки как будущей матери. Другая ее функция, — быть женой, супругой — тоже не нуждается в доказательствах. Еще одна функция, собственно педагогическая, — быть первой и главной воспитательницей своих детей на всю их жизнь. «Первоначальное воспитание важнее всего и оно бесспорно принадлежит женщинам» (Ж.-Ж. Руссо).
Предстоит в полном объеме и комплексно развернуть педагогическую суть аксиомы высокого порядка: Дети — наше будущее. Забота о будущем ребенка начинается уже с момента зачатия и продолжается весь период его внутриутробного развития и, особенно, с его появлением на свет вплоть до того времени, когда он станет взрослым и самостоятельным человеком. Здесь очень кстати подчеркивается необходимость начала воспитания ребенка с младенчества в поговорке-аксиоме: Его (ребенка) поздно учить: распашонка на нем уже не сойдется (По В.И. Далю). Уместно пропагандировать многодетную семью: много бывает, а лишних не бывает.
Исторически сложилась функция женщины как хранительницы семейного очага. В этой роли (функции) у ней опять же много дел, непосредственно связанных с воспитанием детей: создавать благоприятные условия семейных взаимоотношений — атмосферу тепла, уважения, гуманизма, доброты, открытости, заботливости. Еще одна функция женщины в семье — быть домохозяйкой. Развернем суть пословицы-аксиомы: Не наряд жену красит — домоуправетео. В практическом плане возможен особый спецкурс (или факультатив) по домоводству. Жена способствует и материальному (экономическому) обеспечению семьи. Она возглавляет и ведет хозяйственно-бытовые дела в семье: Не столько муж мешком, сколько жена горшком (сберегает, приносит в дом). Раскрывается ответственность родителей за воспитание детей. Здесь важно показать глубинную суть пословицы-аксиомы: Не тот отец, мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил. Далее следует показать и отношение детей к родителям: Птичье молоко хоть и в сказке найдешь, а другого отца-матери и в сказке не найдешь (все пословицы по В.И. Далю.)
2-й постулат. Знание — сила! (Ф. Бэкон). Его можно развернуть в целом ряде последовательных аксиом, выраженных в пословицах и изречениях. Они также не нуждаются в доказательствах: «Ученье— свет, неученье — тьма», «Ребенка обучи — дашь миру человека» (В. Гюго); «Тяжело в учении — легко в бою» (А. Суворов); «Корень учения горек, да плод его сладок» (по В. Далю); «Красна птица перьем, а человек ученьем»‘, «Знание и только знание делает человека свободным и великим» (Д.И. Писарев); «Школа — это духовная колыбель народа» (В.А. Сухомлинский); «Видит око далеко, а ум еще дальше»; «Голова без ума, что фонарь без свечи» и т.п. Из подобных аксиом вытекают педагогические выводы, которые могут определять систему обучения.
3-й постулат: Век живи — век учись. Речь идет о непрерывном образовании, не имеющем возрастных и временных границ. Он также уточняется в серии последовательных аксиом, суть которых самоочевидна: Нет предела знаниям человека; Знание— не мешок, за собой его таскать не надо; «Уча других, также учись» (Н.В. Гоголь); «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» (Н.А. Рубакин); По платью (одежке) встречают, по уму провожают; Не выучит школа, выучит охота (нужда); Память в теле, мысль во лбу, а хотение в сердце.
Подобные аксиомы, систематизированные, можно положить в основу организации и содержания непрерывного педагогического образования.
На приведенных примерах мы попытались показать, что постулаты и аксиомы педагогики могут стать одной из методологических основ теории воспитания и практики. Они также могут быть концептуальной основой исследования отдельных тем педагогики или даже ее крупных разделов.
Постулаты и аксиомы педагогики, как мы видели, чаще всего выражаются пословицами, афоризмами и другими изречениями. Это можно объяснить тем, что сами пословицы представляют собой лаконично и образно сформулированный опыт, обобщающий воспитательную практику многих поколений. Естественно, эти постулаты и аксиомы надо определить, представить в. системе, т.е. в определенной структуре, последовательности. Причем система должна быть такой, чтобы из исходных аксиом логически вытекали последующие, раскрывая новые стороны педагогического процесса. Отметим также, что многие аксиомы педагогики нуждаются в эмпирическом подтверждении.
Постулаты и аксиомы, естественно, не в состоянии охватить всю педагогику. Они не могут заменить ее законы и закономерности, они их дополняют. Их достоинство в очевидности; от аксиом требуется выполнение важнейшего условия — быть исходными положениями для последующих выводов. В педагогике такая работа только начинается. Интересны рассуждения академика Б.М. Бим-Бада об аксиоматике в педагогической антропологии.
В связи с постулатами и аксиомами напомним о теоремах (греч. theorema— рассматриваю, обдумываю). Теорема— это утверждение, которое устанавливается путем доказательства, основанного на аксиомах или других, уже доказанных, положениях. Теоремы, как известно, широко* используются в логике, математике, праве, химии и некоторых других науках, но значительно меньше— в педагогике. Для примера возьмем аксиому: Игра — естественная потребность ребенка. Следовательно, если ребенку дать вдоволь поиграть, то его развитие пойдет благожелательно (теорема). Другой пример: аксиома— ребенок становится самостоятельным, занимаясь практическим делом. И чтобы сформулировать черту самостоятельности, надо ребенку поручать конкретные практические дела (теорема).
Таким образом, теорему в педагогике можно представить в такой последовательности:
а) приводится аксиома, т.е. эмпирически очевидная истина (то, что дано). На ее основе или исходя из нее, путем логических рассуждений (если …, то …), приходят к выводу, т.е. появляется доказанная педагогическая теорема. Еще вариант:
б) дается педагогическая теорема и логически последовательное ее доказательство. Затем приводится педагогическая аксиома, послужившая основанием для логических рассуждений, т.е. посылкой.
В практической деятельности на бытовом уровне несложными педагогическими теоремами мы пользуемся довольно часто. При этом аксиомами для доказательств служат те же пословицы и поговорки, иногда заповеди религии, а также конкретный поучительный пример из опыта (аналогия). Теоремы в педагогике пока теоретически не проработаны, хотя в методологическом плане они играют определенную роль.