Получая практику общения с взрослыми людьми в лице своих родителей, ребенок начинает понимать, что авторитет старшего человека не является доминирующим над его волей и чувствами, он не призван подавлять или принуждать младшего, ломать его характер и подчинять собственной воле. Напротив, его главной целью является воспитание внутренней свободы и взаимоуважения. В этом плане именно семья является естественной, первой и главной школой свободы личности.

На основании своих научных исследований И. А. Ильин сделал выводы о том, что семья также является школой здорового уважения к частной собственности. У каждого члена семьи есть личные вещи, которыми он дорожит и к которым никто, кроме него, не вправе прикасаться без разрешения хозяина. Причем, это справедливо по отношению к собственности каждого члена семьи, без дискриминации по возрасту и материальному положению.

В то же время в каждой семье есть общие вещи, общие цели, планы и действия. То есть, семья в данном случае выступает естественным, данным от природы коллективом с общественным единством в жизни, любви, деятельности и имуществе. Чем больше в семье единства, тем бережнее отношения к моральным и материальным ценностям, накопленным предками, и тем выше оценивается вклад каждого члена семьи в общее дело.

Под влиянием семейного воспитания ребенок приучается творчески подходить к собственному и чужому имуществу, создавать, приобретать и приумножать материальные ценности, при этом подчиняя принципы частной собственности некой высшей, социальной целесообразности. В определенном смысле это является искусством, без которого невозможно разрешить главный социальный вопрос современного общества.

И. А. Ильин считает, что основная задача воспитания состоит в том, чтобы «ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни, чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях».

Таким образом, по мнению великого мыслителя, самым важным в воспитании является духовное пробуждение ребенка и указание ему перед лицом грядущих трудностей источника силы и утешения в его собственной душе. Духовное начало в воспитании является тем главным стержнем, на который нанизываются навыки общения и поведения, нравственные и моральные принципы, знания и умения.

В каком-то смысле семейное воспитание является, прежде всего, самовоспитанием родителей, становление их воспитателями в живом процессе взаимодействия с ребенком. Родители воспитывают своих детей, основываясь на собственном жизненном опыте, рекомендациях специалистов и личных наблюдениях. Ребенок воспитывается, в первую очередь, на примере своих родителей. Он перенимает от них, подчас просто копируя, их манеру поведения, характер, мимику и жесты.

Одной из главных задач педагога является обучение родителей манерам и приемам поведения с ребенком. Необходимо внушить родителям необходимость постоянного общения с ребенком, рассказывания положительных и поучительных историй о своей работе, о сложившихся семейных традициях, о собственном опыте общения и поведения с окружающими людьми.

«Воспитание родителей» это международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими основных родительских функций и функций воспитателей собственных детей.

Говоря о воспитании родителей, имеются в виду, в первую очередь, вопросы влияния семьи на формирование ребенка и его развитие в целом, а также вопросы отношения семьи к обществу и культуре. Воспитание родителей это, прежде всего, накопление ими знаний и навыков выполнения родительских функций и воспитания детей.

Выступая в качестве устойчивой социальной общности, семья становится мощным фактором формирования личности, передачи социального опыта, исторической памяти и этнокультурных традиций. В связи с этим необходимо признать родителей главными воспитателями, ответственными за экологию детства, и наладить педагогическое сотрудничество, добровольного общения и взаимного обучения педагогов и родителей.

Семейные традиции представляют собой духовный феномен, присущий процессу создания членами семьи разных поколений определенных норм и ценностей, не регламентированных никакими юридическими подходами и законами, принимающими статус своеобразного неписаного закона, регулирующего и организующего жизнедеятельность всей семьи.

Семейные традиции затрагивают также отношения ребенка к самому себе как к личности, к другим людям и ко всему окружающему миру. В свою очередь семейные и общественные традиции являются основополагающими элементами в процессе нравственного воспитания всего подрастающего поколения.