«Эвристика», в переводе с греческого означает «нахожу», «открываю». Эвристическую систему обучения широко применял еще Сократ. Путем особых вопросов и рассуждений он помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы. Причем истина открывалась подчас не только ученику, но и самому учителю.

Как развивалась эвристика

Метод Сократа развивался и совершенствовался в трудах великих педагогов. О необходимости учить детей «открывать источники и выводить оттуда различные ручейки» писал в «Великой дидактике» Ян Амос Коменский. Педагогику естественного воспитания, опирающуюся на природосообразное развитие ребенка создавал Ж.-Ж. Руссо. «Единственный метод образования есть опыт» — такой вывод сделал Л. Н. Толстой на основе анализа истории развития педагогики и результатов работы своей школы для крестьянских детей.
Русский педагог П.Ф. Каптерев пропагандировал применение эври-стической формы обучения в народных школах и считал необходимым ввести ее изучение в учительских семинариях. В начале XX в. мир завое-вывают идеи «учения через деятельность» педагогов-прогрессивистов во-главе с Дж. Дьюи. Получают распространение методы проектов, Даль-тон-план, а далее— развивающее и проблемное обучение. Почти все новые концепции, методы и технологии обучения в той или иной мере включают в себя элементы эвристики.
Надо сказать, что развитие эвристических идей в педагогике не было спокойным и безмятежным. Приговорен к смерти Сократ; изгнан на много лет с родины Ян Амос Коменский, подвергнут жестокой травле за свои сочинения Ж.-Ж. Руссо; отстранен от преподавания на педагогических курсах за издание книги «Педагогическая психология» П. Ф. Каптерев; не допущен чиновниками к работе учителем в Петровско-Хамовническом училище граф Лев Толстой. Борьба между сторонниками свободного образования и приверженцами «государственного заказа» была всегда, продолжается она и теперь. В качестве иллюстрации сказанного приведем слова основоположника: советской психологии Л.С. Выготского, который критиковал ориентацию Л.Н. Толстого на детское творчество: «Несомненная ошибка этого взгляда заключается в чрезмерном преувеличении и поклонении образцам детского творчества и непонимании того, что стихийная сила творчества хотя и способна создать образцы величайшего напряжения, тем не менее навсегда обречена оставаться в узком кругу самых элементарных, примитивных и, в сущности, бедных форм». В противоположность Л. Н. Толстому основной задачей образования Л. С. Выготский считал не обеспечение свободы детского творчества, а включение ребенка в социальный опыт человечества: «Подвести вплотную к монументальному искусству и через него включить психику ребенка в ту общую мировую работу, которую проделывало человечество в течение тысячелетий, сублимируя в искусстве свою психику. Вот основная задача и цель»2.

Эвристическая педагогика и современость

Подобная полемика узнаваема и сегодня, например в попытках противопоставить свободе выбора учеником образовательного пути так называемые образовательные стандарты различных уровней.
Несмотря на продолжающиеся этапы борьбы между представителями личностно- и государственно-ориентированной педагогики, эвристические формы развиваются и обогащаются. Из современных эвристических технологий известна система Г.С. Альтшуллера и его последователей (1). Имеются разработки по педагогике (2;4) и психологии (3) творческого обучения. Однако комплексной теории эвристического обучения для общеобразовательной школы пока не разработано. Это объясняется не столько малыми возможностями эвристики, сколько консерватизмом практики и традиционной заданностью дидактических основ школьного образования. От учителей и учеников, как правшу, требуется исполнять предписанное, а не открывать свое.
Между тем есть все основания выделить эвристическое обучение в качестве особого типа и рассмотреть с эвристической точки зрения все основные элементы дидактики — цели, принципы, содержание, формы и методы обучения. Полученная в результате система обучения позволит решать задачи усиления продуктивности образования и индивидуальной самореализации учащихся. Данная тема посвящена попытке представить основные элементы такой дидактической системы.

Эвристическая дидактика

Эвристическая дидактика — это теория обучения, устанавливающая цели, принципы, содержание и технологию такого типа образования, которое обеспечивает создание учениками и учителем образовательных продуктов и построение на этой основе индивидуальных образовательных траекторий в изучаемых областях знаний и деятельности.
Главная особенность эвристического обучения состоит в том, что оно предполагает изменение общепринятого смысла образования. Согласно традиционной дидактической схеме, ученик вначале осваивает опыт прошлого, «получает знания» и лишь затем применяет их, в том числе и творчески.
Считается, что приращение знаний возможно только после знакомства с уже имеющимися. Имеющиеся же знания, например в учебнике, являются «ничейными», обезличенными, зависящими подчас от субъективного мнения автора учебника или господствующей в государстве идеологии. При эвристическом обучении добываемые знания носят личностный характер, поскольку ученик изначально творит их в исследуемой области реальности.
Открытые или добытые знания ученика не остаются единственным содержанием его образования. Полученный учеником образовательный продукт (идея, вопрос, дефиниция, правило, проблема, гипотеза, опыт, текст, поделка, рисунок и др.) с помощью учителя сопоставляется затем с культурно-историческими аналогами, в результате чего этот продукт переосмысливается или достраивается. Приращение знаний и опыта сохраняет в этом случае личностный характер. Иногда оно выступает одновременно и общекультурным приращением, поскольку оказывается принципиально новым или, по крайней мере, сопоставимым с уже известными общепризнанными знаниями. Опыт применения эвристического обучения показывает, что около 7 % творческих работ учеников средних и старших классов достойны внимания со стороны специалистов в соответствующих областях человеческой деятельности. Таковыми работами являются детские стихи и сказки, математические задачи, культурологические и естественнонаучные исследования, философские трактаты, музыкальные и живописные произведения (7).
Эвристическое обучение не отрицает необходимости «передачи» ученикам информационного материала, его усвоения и закрепления, т.е. всего того, что свойственно традиционному обучению. Меняется лишь роль этого «даваемого» материала. Он передается не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали его в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Учитель выступает здесь в роли садовника, создающего питательную среду для выращивания личных образовательных результатов всеми учащимися. Главные же результаты их образования не транслируются им извне, а появляются как бы изнутри в соответствии с индивидуальными особенностями учеников.

Отличие дидактики от эвристики

Необходимо установить отличие эвристического обучения (или дидактики) от эвристики. Эвристика в общепринятом понимании — это наука о творчестве, о творческой деятельности людей, цель которой получение качественно новых результатов. Эвристика находит применение в кибернетике, психологии, криминалистике и других науках.
Эвристическое обучение имеет иную цель — раскрытие индивидуальных возможностей участников обучения — учеников, учителей, управленцев через деятельность по созданию ими образовательной продукции.
Степень новизны получаемых образовательных результатов для каждого из участников обучения может быть различна. Например, полученный результат может быть нов для ученика и учителя, но известен ученому.
Для ученого новым продуктом может быть методический подход к решению научной проблемы, который предложил школьник. Творческий продукт разработчика учебных программ — это, например, такая структура программы, которая обеспечит как индивидуальную самореализацию учеников, так и эвристическое усвоение ими базовых стандартов.
Внешний образовательный продукт участника образования обеспечивает получение им,, внутреннего продукта — изменение его знаний, опыта, возможностей, способностей, способов деятельности и других личностных качеств. Этот внутренний продукт участника образования и есть тот качественно новый результат, который обеспечивает эвристическая дидактика.
Таким образом, если эвристика имеет целью создание внешних материализованных и отчужденных от создателей продуктов деятельности, то эвристическая дидактика ориентирована, прежде всего, на получение и создание внутренних продуктов, т.е. личностных качеств учеников.
К эвристическим личностным качествам ученика относятся: креативные, обеспечивающие условия создания учеником творческого продукта деятельности; когнитивные, обеспечивающие сам процесс познания; методологические, позволяющие организовать образовательную деятельность ученика в двух предыдущих ее проявлениях — творчестве и познании. Уровень развития данных групп качеств учащихся характеризует результативность эвристического обучения. О развитии у детей тех или иных способностей судят по продуктам их деятельности: созданным образам, придуманным сказкам, нарисованным картинам. Для оценки образовательных результатов каждый ученик сравнивается с самим собой — какие изменения произошли в нем за определенный промежуток времени.