Много ведется толков о ненужности тестов, об их проблемном характере в качестве инструмента педагогического воздействия. И правда, переход на европейскую систему связал нас по рукам и ногами этими бесконечным и тестированиями. Ведь в большинстве случаев, использовать их просто преступно, тогда, когда речь касается выпускных экзаменов. Однако, тест тесту – рознь, и такая система опроса существовала еще задолго до того, как над головой повисла туча «реформы образования».

На уроках рекомендуется использовать тесты, но немного по-другому. Во-первых, все подобные тесты — проверочные, и их наличие призвано сократить время, которое обычно преподаватель тратит на проверку пройденного материала. Допустим, освоена новая тема – 20 минут. Еще нужно как минимум 10  выделить на самостоятельную работу. С тестами это время легко можно сократить до 5, и остывшие драгоценные минуты потратить на более подробный и качественный разбор темы.

К тому же, очень эффективно, когда листики с тестами не просто сдаются учителю на молчаливое изучение, а тут же, на уроке, и разбираются всем классом. В этом случае, автоматически выявляются все проблемные места, «белые пятна» темы, ведь количество одних и тех же ошибок сообщает об этом беспрепятственно.

Можно выработать ценные навыки аналитических способностей и выработать ответственность у учащихся, давая им на проверку тесты их же одноклассников (одногруппников). Так, ребенок учится не только анализировать информацию, но и анализировать чужой ход мышления, что является бесценным качеством в ряде профессий.

Анкета же нужна, чаще всего, для налаживания контакта  с человеком, для выявления косвенным образов особенностей его мышления, поведения. Кстати, это – действенный метод разузнать побольше о проблемном ученике, который «тет-а-тет» вряд ли что-то о себе расскажет, а вот в анкете, еще и анонимной – запросто может «сознаться», конечно, при условии того, что анкету  заполняет весь класс, а не он один. Такие анкеты лучше всего заполнять на подходящих уроках – по этике или эстетике, на литературе ( в качестве анализа-сопоставления с главным героем романа) и т.д.