В момент рождения человек представляет собой биологическое существо. Стать субъектом, личностью, индивидуальностью ему предстоит в процессе онтогенеза, т.е. через путь возрастных и индивидуальных изменений, путь, детерминированный скудностью и постоянством или разнообразием и сменяемостью условий, силой их воздействий. В целостной личности находит свое сочетание природное и социальное начало. Развитие биологических задатков и свойств обеспечивает процесс функционального созревания человека, его анатомо-физиологических структур. Нахождение человека в социальной среде связано с приобретением социальных свойств и качеств: овладением речью, нормами поведения в обществе, включением в деятельность; традициями, особенностями трудовой деятельности; наличием высокоорганизованного мозга, обладающего сознанием, то есть способностью познавать окружающий мир.

Социализация и воспитание

Свои социальные свойства и качества человек приобретает в процессе социализации. В единстве с природной средой и наследственностью социализация способствует развитию, формированию и воспитанию человека, превращает его в существо биосоциальное.
Естественно, что развитие формирует личностные качества и свойства, формирует самого человека. Развитие как процесс характеризуется рядом стадий с присущими им чертами физического развития, структурой психической деятельности, особенностями внутренней связи психических процессов и свойств личности, ее взаимоотношений с окружающей средой.
Сущность и содержание понятий «развитие», «формирование» и »воспитание» подробно рассмотрены в лекции «Педагогика: предмет, основные понятия и категории».

Человек, индивид, личность

Понятие «человек» объединяет все природные и социальные качества, присущие данному виду, и является исходным для практики и науки. Человек является общественным существом, носителем сознания. Человек — «существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности».
Понятие «индивид» обозначает единичное природное существо, представителя вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного, носителя индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.); отдельного представителя человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами».
Понятие «личность» характеризует социальную сущность человека со стороны его общественной значимости и общественной деятельности. Оно включает в себя социальные свойства и качества, приобретаемые человеком в течение всей жизни. Личность— системное качество, при-обретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения . таким свойствам и качествам можно отнести речь, сознание, социальные функции (родителей, учителей, управленцев), позиции личности (отношение к материальным и духовным ценностям, к обществу, к людям, к себе, к обязанностям и степени их осознания), нравственный облик личности, ее социальные установки. Качества личности формируются в конкретных видах деятельности, в складывающихся отношениях с окружающим миром и людьми, в мышлении и сознании, в познавательных процессах.
Формирование социальных черт человека осуществляется преимущественно под влиянием двух факторов— природного и социального. Их многогранность и противоречивость, взаимодействие, взаимовлияние дают неисчерпаемое разнообразие проявлений социальных свойств и качеств личности.

Стадии развития личности

Личность в своем развитии проходит разные возрастные этапы (периоды): период внутриутробного развития, дошкольный возраст, школьный возраст, юношеский и период взрослости, специфически влияющие на степень развития личности.
Прохождение стадий развития — процесс закономерный. Каждая из стадий имеет свои (индивидуально подвижные) временные рамки. Внутреннее движение и внешние факторы обеспечивают изменения в свойствах и качествах личности на каждой из стадий. Достигнутое на предшествующих является основой последующих. В рамках одной стадии развитие может характеризоваться как ускорением, так и ровным течением. Ускоренное развитие наблюдается в младенческом возрасте. Каждый день добавляет новорожденному вес и рост, изменяет его психические процессы: восприятие пространства, зрительную локализацию, восприятие предметов, развитие моторного поведения, познавательное развитие и т.д. (См. также тему «Возникновение и развитие воспитания как общественного явления. Этнопедагогика».)
Еще в утробе матери ребенок наследует задатки основных человеческих качеств: совершенство мозга, способность мыслить, преобразовывать информацию и многое другое. В последующей жизни именно эта совокупность качеств будет определять содержание психики, интеллект, чувства, отношения. Тем не менее для их реализации необходимы благоприятные условия природной и социальной среды, соответствующая (научно обоснованная) программа обучения и воспитания. Установлено, что многие функции организма (ориентировочная — отзывчивость мозга на все неведомое; ориентировочно-исследовательская — активный поиск новизны; сенсорная — наличие сенсорных ощущений, обеспечение ориентировки в окружающей среде и т.д.) развиваются в строго отведенное им природой время. Задержка в развитии приводит к необратимой деградации в мышлении и возрастной подвижности, мобильности переживаний; задерживает сенсорное развитие, успешность обучения, усугубляет невосприимчивость к педагогическим воздействиям и неспособность к общению» и социальным контактам.
Высокая готовность организма к развитию способностей приходится у человека на возраст от 3 до 10 лет. Свойства и качества личности могут реализоваться только в адекватном общении, взаимодействии человека с обществом. Например, многие воспитатели со стажем в Домах ребенка отмечают следующее: неадекватность общения, эмоционального контакта, дефицит сенсорных и тактильных ощущений в сравнении с материнскими приводит ребенка (после двухлетнего пребывания в Доме ребенка) к неразвитости многих жизненно важных функций. В интеллектуальном плане такой ребенок не может стать полноценной личностью. В организме происходят необратимые процессы, не позволяющие впоследствии наверстать упущенное. Представляют интерес исследования польского психолога К. Обуховского, который выделяет у ребенка от рождения до окончания школы три этапа, или фазы, такого развития.
По К. Н. Волкову, «первая фаза, ограниченная периодом от рождения и примерно до трехлетнего возраста, характеризуется тем, что потребность ребенка в эмоциональном контакте удовлетворяется прежде всего в отношениях с одним и тем же известным ему человеком, чаще всего с матерью. В качестве доказательства обычно приводятся многочисленные примеры наблюдений за детьми младенческого и ясельного возраста. Они далеко не безынтересны для педагога.
Вынужденное длительное расставание с матерью, вызванное, например, госпитализацией ребенка или отъездом матери, приводит к депрессиям и шокам двух видов. Это может быть и реакция отчаяния, когда ребенок, оставшись в яслях, плачет почти без перерыва несколько дней. Он нередко отказывается от пиши, не играет, не интересуется окружающими. Порой же расставание с матерью вызывает реакцию «остолбенения», когда ребенок не двигается, не радуется, но и не плачет. На приближение взрослого он совершенно не реагирует или проявляет неудовольствие, но не протестует, равнодушно подчиняется требованиям обслуживающего персонала; мимика становится одеревенелой, глаза теряют выражение. Не менее важно для педагогов еще одно наблюдение, сделанное психологами: восстановление прерванных эмоциональных контактов возможно не более четырех раз, после чего ребенок перестает стремиться к такого рода контактам и становится к ним равнодушным. Это свидетельствует об угасании потребностей вообще.
Все вышесказанное о развитии потребности в эмоциональном контакте в раннем детстве убедительно свидетельствует, что, во-первых, потребность в эмоциональном контакте мы называем потребностью вовсе не метафорически. Эмоциональные контакты действительно необходимы для нормального развития ребенка.
Во-вторых, в младенчестве и раннем детстве эта потребность весьма специфична и непохожа на эту же потребность в более позднем возрасте.
В-третьих, она так же, как и другие потребности, может быть заторможена неблагоприятными условиями воспитания, что сказывается обычно не только в детстве. Психологические затруднения взрослых людей, характеризующихся неумением общаться с другими, часто свидетельствуют об отсутствии эмоциональных контактов в раннем детстве».
Каждый возраст характеризуется своими возможностями развития. Концепция обучения с 6 лет подтверждает более успешное овладение счетом, чтением, письмом шестилетних детей по сравнению с 7-8 летними. «Подытоживая обучение детей грамоте и начальному счету в раннем возрасте, лейпцигская и американская школы приходят к убеждению, — отмечает Л.С. Выготский, — что обучение детей грамоте в 5-6 лет легче, чем обучение детей в возрасте 7-8 лет. Некоторые данные московских исследователей говорят то же: дети, овладевая грамотой на девятом году, наталкиваются на значительные трудности по сравнению с детьми, которые обучаются в раннем возрасте» . Ш.А. Амонашвили пришел к выводу, что своевременно не реализованные функции к учению, приобретению умений и навыков угасают или эволюционируют в более сложных проявлениях .
Понимая, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество», т.е. личностные качества формируются прижизненно под воздействием постоянно меняющегося социума, следует отметить разную
степень их выраженности у разных людей. То есть степень развитости личностных качеств в человеке в разные периоды жизни неодинакова.

Изучение личности и проблем её становления в работах учёных мира

В науке проблему личности рассматривали Р. Декарт («на первый план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе, понятие «личность» практически сливается с понятием «Я»). Дж. Локк усматривает тождество личности в ее сознании; по И. Канту человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону; по К. Марксу, Ф. Энгельсу (если сущность человека не «…абстракт, присущий отдельному индивидууму», а «совокупность всех общественных отношений», то абстрактное противопоставление индивида обществу лишается смысла»). Проблему личности изучали такие ученые, как С.Л. Рубинштейн (личность является опосредующим звеном, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида), А.Н. Леонтьев (возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью), Л.С. Выготский (личность характеризуется активностью, т.е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний (мотивация достижения, риск и т.п.). Личность характеризуется направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов— интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., в которых проявляют себя потребности человека). В понимании Л.И. Божович личность рассматривалась как (относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидуальных качеств, симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности)2.
Разные аспекты личности изучали В.Н. Мясишев, Д.Н. Узнадзе, Б.М. Теп-лов, В.Д. Небылицын, B.C. Мерлин, А.В. Петровский и др. Философ В.П. Тугаринов рассматривает личность как возрастное психически зрелое динамическое образование, выделяя наличие следующих важнейших ее признаков: 1) разумности; 2) ответственности; 3) свободы; 4) личного достоинства; 5) индивидуальности.
Личность— это объект и субъект общественных отношений, сплав социально-значимых индивидуальных особенностей и социальных функций. Являясь частью общества, личность подвергается постоянному его воздействию и сама воздействует на общество, изменяя его. Сила и особенности, специфика воздействия личности на общество во многом обусловлены ее природным потенциалом. Обладая высокой энергетикой, личность проявляет незаурядную активность, определяет свое содержание, физическое и психическое совершенствование. Отсутствие же достаточных природных данных делает личность даже «ущербной».
Понятие «индивидуальность», по определению И.Ф. Харламова, «включает в себя то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, и что придает им своеобразную красоту и неповторимость»‘. Под индивидуальностью понимают главенствующую особенность личности, проявляющуюся в чертах темперамента, характера, специфике восприятия (художественное восприятие, музыкальный слух), интеллекте, потребностях и способностях. Основой индивидуальности являются анатомо-физиологические задатки. Индивидуален каждый человек, но в разной степени. В зависимости от степени выраженности биологических задатков и способностей, внутренней активности, среды и воспитания индивидуальность проявляется ярко, образно, контрастно, вариативно или, наоборот, малозаметно.
Усвоение общественного опыта изменяет социальные свойства и качества личности, ее социальный статус и функции, поднимает ее на качественно новый уровень развития, обеспечивая успех в деятельности. Богатство, яркость, выразительность, оригинальность социальных свойств и качеств делают личность созидателем общественного бытия.