Проблема личности как таковой и ее развития в созданных условиях является одной из ключевых и сложных проблем в теории и практике педагогики. Эта проблема в связи с различностью аспектов рассматривается разными науками: социологией, возрастной анатомией и физиологией, педагогической и детской психологией и так далее. Педагогика же выявляет и изучает самые эффективные условия для слаженного развития личности во время воспитания и обучения.
Зарубежная педагогика выделяет три основных направления в развитии личности. Личность представителями биологического направления рассматривается как природное существо, поведение человека зависит от присущих ему с момента рождения инстинктов, влечений и потребностей. Человек в любой ситуации вынужден подчиниться требованиям общества, при этом постоянно подавляя свои естественные потребности. Для того чтобы эту постоянную борьбу внутри себя скрыть, он надевает маску, в других случаях неудовлетворенные естественные потребности замещаются каким-нибудь видом деятельности. По мнению представителей упомянутого направления (к которым относится, к примеру, Зигмунд Фрейд) такие явления общественной жизни как революции и забастовки являются естественными для простых людей, которым присуще стремление к бунтарству, жестокости, нападению, заложенное с рождения. Однако в реальности люди могут действовать и против своих естественных потребностей, при этом исполняя долг борца, патриота или гражданина.
Личность в педагогической науке
Сторонники социологического направления полагают, что, несмотря на то, что человек рождается биологическим существом, в процессе жизни он под влиянием социальных групп, с которыми общается, проходит через социализацию. Они вывели своего рода закономерность – чем ниже уровень развития личности, тем резче и ярче у нее проявляются биологические черты, такие как инстинкты разрушения, обладания и половые.
Сторонники биосоциального направления полагают, что психическим процессам (мышление, восприятие, ощущение) присуща биологическая природа, а способности, интересы и направленность личности формируются в качестве социальных явлений. Такое деление личности не объясняет ни ее развития, ни ее поведения.
В отечественной педагогической науке личность рассматривается как одно целое, которому присуща невозможность отделить биологическое от социального. Когда в биологии личности происходят изменения, они сказываются и на особенностях ее деятельности, и на образе жизни. Решающая роль при этом отводится целям, интересам и мотивам – результатам социальной жизни, определяющим облик личности и придающим ей силы, необходимые для преодоления особенностей характера и физических недостатков.
Личность это не только продукт общественной жизни, но еще и живой организм. В поведении и формировании личности чрезвычайно сложны отношения между социальным и биологическим, которые неодинаково воздействуют на нее в разных ситуациях, этапах развития и видах общения. К примеру, если смелость человека основана на желании привлечь внимание к своей персоне (естественная потребность в признании), то она может дойти и до безрассудства. В другом случае, когда о смелости человека знает лишь он сам, она может побуждать смело встречать жизненные трудности. Кроме того, важным является видение степени выраженности качества. Так, если вежливость чрезмерная, она может восприниматься как подхалимство, непоседливость – свидетельствовать о быстроте переключения внимания и живости интереса, послушание – показывать безразличие и пассивное исполнение требований.
Л.С. Выготский определил личность как целостную психическую систему, выполняющую определенные функции. Она формируется для обслуживания этих функций, основными из которых являются – творчески освоить общественный опыт и включиться в систему общественных отношений. Стороны личности можно обнаружить лишь в деятельности и отношениях с другими. Формируется, проявляется и существует личность в общении и деятельности. Отсюда и самая важная ее характеристика – это социальный облик человека, связанный своими проявлениями с жизнью окружающих.
Развитие личности
Также в зарубежной и отечественной педагогике существуют различия в понятии сущности развития личности. Развитие метафизиками рассматривается в качестве процесса количественного накопления, простое повторение, уменьшение (увеличение) изучаемого явления. А отечественная педагогика опирается на положения диалектического материализма, которым развитие рассматривается в качестве неотъемлемого свойства природы, мышления и общества, в качестве движения от низшего к высшему, рождения нового и преобразования или отмирания старого.
Развитие личности при таком подходе является единым биосоциальным процессом. В нем происходит и количественные изменения, и качественные преобразования. Обусловливается эта сложность противоречивостью процесса развития. Движущими силами развития личности, возникающими и преодолевающимися в процессе воспитания и обучения, являются противоречия, такие как:
- между новыми потребностями, которые порождает деятельность и возможностями их удовлетворить;
- между старыми видами деятельности, формами взаимоотношений и возросшими духовными и физическими возможностями ребенка;
- между имеющимся уровнем развития личности и растущими требованиями со стороны взрослых и общества.
Эти противоречия являются характерными для всех возрастов, но в зависимости от возраста, когда проявляются, они приобретают специфику. Разрешить противоречия человек способен лишь формируя более высокий уровень деятельности. Как результат – ребенок вступает в более высокую фазу своего развития. Удовлетворяется потребность – снимается противоречие. Если потребность не удовлетворена, рождается новая, более высокая. Противоречие сменяется следующим противоречием и продолжается развитие. Общие противоречия в процессе воспитания и обучения конкретизируются и приобретают более яркие формы.