Существуют две основные области применения компьютеров в обучающей деятельности. Первая из них связана с традиционным обучением, подкрепленным компьютером.
Иногда это называют компьютерной поддержкой традиционного обучения. При этом соответствующим образом запрограммированный компьютер применяется для решения разных дидактических задач: 1) предъявление информации в разных формах (вербальной, наглядной, экспериментальной); 2) формирование у учащихся общеучебных и специальных знаний и умений по конкретным предметам; 3) контроль, оценка и коррекция результатов обучения; 4) организация индивидуального и группового обучения; 5) управление процессом обучения.
Вторая область охватывает обучение, реализуемое с помощью компьютера. В этом случае компьютер выполняет функции банка педагогической информации: собирает, сохраняет в своей памяти и предоставляет в распоряжение учителя разнообразные данные об учащихся (об их учебных успехах, интересах, чертах характера, о состоянии их здоровья, социальном статусе среди ровесников и окружающих и т.п.). Для учителя важны также те возможности, которые дает использование электронных средств управления базами данных для анализа и моделирования (творческого конструирования) процессов обучения, долговременного отележивания и проверки педагогических гипотез. Все глобальные характеристики статистических оценок эффективности системы образования обрабатываются в развитых странах исключительно при помощи специально составленных программных пакетов.
Общая цель применения компьютера в обучающей деятельности учителя — радикальное повышение эффективности обучения учащихся с новым алгоритмическим типом мышления.
В настоящее время существует достаточно много компьютерных программ, разработанных для совершенствования учебного процесса. В программе присутствуют сведения: 1)чему надо учить; 2) что должен делать ученик для усвоения выделенного содержания; 3) что должен делать учитель для организации деятельности учеников по усвоению мат риала и получения требуемого качества знаний.
Все компьютерные программы классифицируют по их назначению.
1. Автоматизированные системы обучения (или компьютерные учебники) — АСО (или АОС). Это программный пакет, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника, лабораторного практикума и эксперта усвоенной информации. При этом АСО имеет ряд преимуществ по сравнению с указанными видами учебных пособий: а) обеспечивает оптимальную для каждого конкретного пользователя последовательность, скорость восприятия предлагаемого материала, возможность самостоятельной организации чередования изучения теории, разбора примеров, методов решения типовых.
задач, отработки навыков решения типовых задач; б) обеспечивает возможность самоконтроля качества приобретенных знаний и навыков;
в) прививает навыки аналитической и исследовательской деятельности;
г) экономит время обучаемого, необходимое для изучения курса.
Здесь следует пояснить употребляемую терминологию. Когда говорят об автоматизации процесса обучения, то понимают это по-разному и достаточно широко. Многие имеют в виду чуть ли не автоматизированную систему управления уроком и вообще учебным процессом. Но это — дело будущего, а пока можно рассматривать следующие фрагменты такой автоматизации: 1) передача определенной учебной работы, учебной деятельности ЭВМ. Работа с микрокалькулятором (инженерным, программируемым), с персональной машиной — это тоже элемент автоматизации учебной деятельности. То, что ученик раньше делал с карандашом в руках, он теперь перекладывает на машину; 2) с появлением ЭВМ процесс автоматизации учебного процесса усиливается, потому что машине передается не только счет, но и решение каких-то логических задач. Объем задач, которые берет на себя электроника, уже значительно больше. Более того, машина помогает ученику не только в решении задач, но и в изучении каких-то явлений, информации о них. Ведь дисплей помогает ученику наглядно представить ту информацию, которую он изучает.
Некоторые процессы и явления экран ЭВМ позволяет проследить в динамике — это принципиально новый элемент в учебном процессе. Машина дает возможность ученику активно вмешиваться в происходящее, показать явление в зависимости от тех вводных условий, которые он задает машине. Машина может спрашивать ученика, а он, работая за пультом, дает ей ответы. Идет активное общение (диалог) с машиной благодаря АСО, ПОС и другим программам.
2. Предметно-ориентированные среды (микромиры) — ПОС. Это учебный пакет программ, позволяющий оперировать с объектами определенного класса. Среда реализует отношения между объектами, операции над объектами и отношениями, а также обеспечивает наглядное представление объектов и их свойств.
Ученик оперирует объектами среды, руководствуясь методическими указаниями в целях достижения поставленной дидактической задачи, либо производит исследование, цели и задачи которого поставлены учеником самостоятельно.
3. Лабораторные практикумы — ЛП. Программы этого типа служат для проведения наблюдений, для их численного и графического представления и для исследования различных объектов на практике. В программе обычно определяются цели эксперимента, описываются его средства и методики проведения, методы обработки данных, формы отчета.
4. Тренажеры — ТР. Служат для отработки и закрепления технических навыков при решении задач, выполнения упражнений. Они обеспечивают получение информации по теории и приемам решения задач, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль. Как правило, тренажеры включают такие режимы: изучение теории, демонстрация примеров, работа с репетитором, самостоятельная;, работа, самоконтроль, контроль.
5. Контролирующие программы— КП. Программные средства предназначенные для проверки (оценки) качества знаний. КП должн предоставлять обучаемому возможность ввода ответа в форме, максимально приближенной к общепринятой, обеспечивать фиксацию результатов контроля, сбор, распечатку и статистический анализ. КП должна анализировать ответ на правильность и выдавать адекватную оценку не-зависимо от формы и синтаксической грамотности ответа.
6. Справочные системы — СС. Программы этого класса предназначены для хранения и предъявления обучаемому разнообразной учебной информации справочного содержания. Для таких систем характерны иерархическая организация материала и быстрый поиск информации по различным признакам (гипертексты). Гипертекст состоит из некоторого числа страниц, одни из которых содержат ссылки на другие. У каждого гипертекста есть головная страница. Она появляется на экране в начале работы и содержит название гипертекста и заголовки разделов. Можно выбирать любой раздел и переходить от одного к другому последовательно. Таким образом СС обеспечивает возможность получения контекстной справки, возможность сохранения и вывода в твердой копии полученной справки.
7. Компьютерные игры — КИ. Их можно разделить на два обширных раздела, или класса. Первый — это игры, движущей силой которых является желание подражать какой-либо жизненной ситуации (например, деловые игры). Второй класс — это игры, стержнем которых является желание выиграть. Анализируя процесс обучения в ходе КИ, можно выделить ориентирующий и исполнительный этапы. КИ существенно обо-гащают учебный процесс и позволяют реализовать новые подходы к обучению. При этом сам процесс становится куда более продуктивным и менее утомительным.
Конкретное использование вычислительной техники зависит от предмета обучения, глубины его освоения и сферы практического применения. Сфера применения компьютера в учебных предметах не ограничивается предметами физико-математического и естественнонаучного циклов. Компьютер позволяет на качественно новом уровне изучать и гуманитарные учебные дисциплины, например, историю и литературу, языки.