Содержание эвристического образования, представляемое в соответ-ствующих учебных программах, включает в себя две части: инвариантную, задаваемую извне и усваиваемую учениками, и вариативную — создаваемую каждым учеником в ходе обучения. К инвариантной части относятся следующие компоненты содержания образования: первичная образовательная среда, необходимая для эвристической деятельности (вопросы и проблемы по заданной теме, предпосылки последующей деятельности); набор фундаментальных образовательных объектов и проблем, с ними связанных; способы образовательной деятельности; технические навыки и связанная с ними информация, необходимая для осуществления эвристической деятельности; культурно-исторические аналоги решения образовательных проблем в отношении выделенных фундаментальных образовательных объектов. К инвариантной части содержания образования относятся также образовательные стандарты.
      Вариативная часть содержания эвристического образования создается учениками на основе их субъективного познания и освоения фундаментальных образовательных объектов, а также в ходе реализации лич-ностно значимых для учеников целей, программ, проблем и видов деятельности. В личностный компонент содержания образования входят все образовательные продукты учеников, разделяемые на методологические (собственные цели, способы деятельности, программы занятий, рефлексивные результаты), когнитивные (идеи, версии, гипотезы, проблемы, эксперименты, исследования), креативные (проекты, сочинения, трактаты, конструкции, картины, поделки).
      Таким образом, содержание эвристического образования включает в себя следующие составляющие.
      1. Материал, который задается учителем в качестве образовательной среды. го назначение — обеспечить детям условия для возникновения у них собственного содержания образования. Этот материал косвенно содержит в себе предполагаемую образовательную доминанту— фундаментальный образовательный объект, т.е. общий для всех учащихся объект познания, который обеспечивает каждому познающему личный результат познания. Фундаментальный образовательный объект обозначается понятием, событием, явлением, категорией, символом, «вечной проблемой».
      2. Образовательный продукт ученика. Это то содержание образования, которое рождается у каждого учащегося в ходе образовательной деятельности в направлении заданного фундаментального образовательного объекта- Образовательный продукт в зависимости от выбранных способов познания различен для разных учащихся. Например, категория «время» для одного ученика связана с ощущением исторического движения, для другого — с математическими формулами или физическими закономерностями, для третьего — с языковыми конструкциями слов и предложений.
      3. Культурно-исторические аналоги образовательному продукту ученика. Их вносит в образовательный процесс учитель после того, как личные результаты учеников оказываются оформлены настолько, чтобы быть сопоставленными с общепринятыми аналогичными достижениями.
      Сделаем пояснения к наиболее важным элементам содержания эвристического образования.
      Фундаментальные образовательные объекты — ключевые сущности, отражающие целостность и единство мира и концентрирующие в себе реальность бытия. Это узловые точки основных образовательных областей. Благодаря им существует реальная область познания и конструируется идеальная система знаний о ней.
      Фундаментальный образовательный объект включает в себя:
      1) источник, причину происхождения объекта;
      2) смысловую и функциональную предназначенность (например, смысл Солнца — светить, живого — жить);
      3) внутреннее устройство и систему внешних взаимосвязей.
      Фундаментальные образовательные объекты, исследуемые учениками в их реальных связях и отношениях, приближают познание ученика к той исходной структуре мысли, которая являлась источником первичных научных знаний о познаваемом оригинале.
      Понятие, связанное с фундаментальным образовательным объектом, первоначально наполняется самим учеником субъективным содержанием и объемом. Эвристическое образование отрицает полную заданность содержания и объема фундаментальных понятий, поскольку предполагает участие в их конструировании самого ученика. Например, одно и то же понятие «город» для горожанина может олицетворяться с тем районом, в котором он живет, а для жителя деревни — с шумом, гамом и толчеей, т.е. для разных людей одно и то же понятие имеет различное, хотя и в чем-то сходное содержание.
      Культурно-исторические аналоги с образовательной точки зрения — это продукты, созданные специалистами в соответствующих областях человеческой деятельности (учеными, писателями, художниками, музыкантами, инженерами и др.), которые содержат в себе образцы для сопоставления с ожидаемыми и создаваемыми образовательными продуктами учеников.
      Культур но-исторические аналоги относятся, как правило, к основам науки, искусства, технологий и включают в себя законы, принципы, методы наук, текстовые, художественные и иные произведения, считающиеся достижениями человечества. В широком смысле слова культурно-исторические аналоги — это фундаментальные знания и опыт человечества во всем богатстве и многообразии. С точки зрения традиционного образования культурно-исторические аналоги — это образовательные стандарты, включающие в себя основное содержание и методы учебных. дисциплин.
      Культурно-исторический аналог не означает похожести на образовательный продукт ученика; он, скорее, обозначает их общую сферу проявления. Сама суть культурно-исторического аналога может быть прямо противоположна ученическому продукту, расходиться с ним в мировоззренческих основаниях восприятия действительности. Например, ребенок объясняет дождь тем, что облако «хочет» полить землю, т.е. наделяет его эмоционально-волевыми чертами, а официальное объяснение из учебника природоведения трактует дождь как конденсацию паров воды, т.е. как неодушевленное явление природы. Два данных объяснения не могут расцениваться как правильные или неправильные, поскольку они взяты из разных мировоззренческих систем координат. В этом случае снисходительное отношение к так называемому «бытовому» ответу ученика должно быть заменено на достаточно серьезное его рассмотрение, выяснение причин «желаний» облака и его дальнейших действий. То есть, вместо традиционно применяемого в школе перевода эмоционально-образного познания детей в естественнонаучный, учитель сопровождает развитие детского образовательного продукта (живого облака) и лишь затем, на равных правах с гуманитарным типом познания, вносит естественнонаучный аналог, но не в качестве «правильного», а в качестве одного из пониманий изучаемого объекта. Отсюда следует также возможность прохождения «по-своему» других учебных тем и курсов. В результате для одного ученика, например, курс школьной математики будет носить традиционный вычислительный характер и смысл, а для другого — философский или знаково-образный.
      Многообразие культурных продуктов познания в обучении также необходимо, как и в жизни. В науке, искусстве, религии и других сферах человеческой деятельности не существует единственных знаний об одних .; и тех же объектах и связанных с ними проблемах. То, что часто в учебных предметах выдается за истину или «правильное знание», при более тщательном рассмотрении вопроса оказывается не более, чем доминирующий в сознании большинства людей стереотип. Ни одна наука не может развиваться без противоречий и различных подходов, теорий и идей о познаваемой, создаваемой или преобразуемой действительности. Параллельно с материалистическим подходом развивается идеалистический, с логическим — образный, с практическим — теоретический. Одновременно с теорией цвета Ньютона существует теория цвета Гете; с библейским описанием происхождения мира— многочисленные научные гипотезы и теории. Поэтому при неизменных инвариантах — фундаментальных образовательных объектах конкретное содержание образования при эвристическом подходе всегда многовариантно.