В зарубежных странах существует множество направлений и течений в развитии педагогической мысли. Это и различная модернизация и развитие широко известных и менее известных педагогических идей давнего и не очень давнего прошлого. Они, как правило, в своей основе исходят из конкретных философских, социологических и психологических течений. Мы не ставим целью дать аналитический обзор широкого спектра идей зарубежных педагогов. У нас задача более скромная: кратко рассказать об основных направлениях педагогической мысли за рубежом. Говоря обобщенно, их можно свести в три группы: теоретические; практические и чувственные.
Философия прагматизма (от греч. pragma— дело, действие). Ее представителем в педагогике был американский философ Джон Дьюи (1859—1952). Он обосновал теорию инструментальной педагогики. Основная посылка прагматизма— невозможность познания объективного реального мира; объективный опыт в меняющемся мире является единственным источником познания; значимость знания определяется его практическими последствиями. Понятия, идеи и теории рассматриваются только как «инструменты», помогающие в практической деятельности. Дьюи считал, что воспитание и обучение надо строить на основе личного опыта детей. Сведения из отдельных учебных предметов даются только те, которые непосредственно относятся к деятельности, выполняемой в данный момент. В этом и заключено положение Дьюи — «учение посредством деятельности».
Педагогические идеи Д. Дьюи были широко распространены в 20 — 30-е годы (до Второй мировой войны) в США, Англии и даже в Советском Союзе (до 1931 г.). На русский язык были переведены 5 его книг по педагогике, в 1928 г. он приезжал в Россию. Его педагогические взгляды и опыт послужили основой для организации обучения в школах СССР по комплексным программам (1923—1931 гг.), а также для замены уроков бригадно-лабораторным методом (в данном случае речь идет о форме организации занятий). Результатом было игнорирование в школе систематического научного образования, крайний практицизм в отборе учебного материала в ущерб теоретическому, умаление руководящей роли учителя в учебном процессе. Поэтому идеи инструментальной педагогики стали подвергаться основательной критике, но она не исчезла совсем, хотя и ослабла, она была модернизирована. В педагогике это — неоп-рагматистская теория воспитания. Неопрагматисты придерживаются того мнения, что источники роста личности заключены в самой личности, т.е. она самодетерминирована. Неопрагматисты, следовательно, стоят на позициях самоуважения личности. В соответствии с этой теоретической концепцией моделируется и система воспитания и прежде всего — нравственного.
Гуманистическое воспитание. Это направление часто называют также неогуманистическим. При этом имеется в виду, что гуманистическая педагогика уже была в эпоху Возрождения. Неогуманисты (П. Херст, М. Уорнок и др.) процесс воспитания связывают с ценностной ориентацией людей. Внутреннему «Я» личности, считают они, надо раскрепоститься, освободиться от внешних предписаний, норм, установок и других императивов. Гуманистическое воспитание, по А. Маслоу, заключается в помощи педагога «человеку обнаружить то, что в нем уже заложено». Учение, направляемое извне, должно уступить место учению, которое направляется изнутри. Благодаря этому открывается путь к самоактуализации.
Философия экзистенциализма (от лат. existentia — существование) исходит из того, что природу человека невозможно познать с помощью науки. Человек строго индивидуален, неповторим. Формирование такой личности есть процесс саморазвития и самовоспитания. В коллективистском обществе она не может формироваться как уникальная личность. Классический экзистенциализм сводит суть экзистенции к чувствам и настроениям с отрицательным оттенком — отчаяние, страх, вина и т.п. В последующем же его представители (О.Ф. Больнов) заменяют экзистенцию добродетелями — чувство приподнятости, надежда, доверие, вера в лучшее будущее.
Технократическое направление. Это направление связано с возникновением идеи использования социально-инженерных установок в педагогике. Иначе говоря, школу, класс можно рассматривать как производство, а учебно-воспитательный процесс как его технологию. Знание, наука претендуют на то, чтобы и учебный, и воспитательный процесс поставить на строго регулируемый поток. Так возникает технократическая педагогика. Предлагается жесткий алгоритм обучения, разрабатывается программированное обучение, а на этой базе — технология обучения. Выдвигается идея «поведенческой технологии» (или «технологии поведения»), опирающаяся на бихевиористскую доктрину социальной инженерии (Б. Скиннера). Смысл этой технологии заключается в том, что можно регулировать внешнее поведение человека, вырабатывая социально одобряемые реакции на основе их точного расчета (например, систему поощрений).
Социалистическая педагогика в той или иной мере разрабатывается в разных странах. Она построена на идеях и философии марксизма, проповедует классовый характер воспитания, отвергает религию как средство воспитания, целью воспитания считает всестороннее развитие личности. Критикует с позиций классовой борьбы образовательную политику капиталистических стран; воспитание молодежи проводится с позиций коллективизма и приоритета общественного над личным в условиях жесткой требовательности к организованному поведению.
Следует назвать также направления, основанные на религиозной философии. К ним относятся, в частности, неотомизм и антропософия.
Неотомизм — это модернизация понятия «томизм» (от лат. Thomas): учения средневекового теолога Фомы Аквинского (1225 или 1226-1274). Неотомизм утверждает, что вера и научные знания не противоречат друг другу и не исключают ни то, ни другое. Это два источника истины, данные богом. Неотомистская педагогика служит теоретической основой церковных и конфессиональных школ (последние— школы для детей одной веры). Она оказывает влияние также и на светские педагогические теории и практику воспитания детей. Вспомним, что в ряде развитых зарубежных стран религия является обязательным учебным предметом (Греция, Великобритания, Италия).
Неотомистская педагогика целью христианского воспитания считает совершенствование человека на Земле и приближение его к богу. Она провозглашает воспитание нравственных добродетелей: честности, милосердия, доброты, любви к людям, способности к самопожертвованию и т.п.
Антропософия (от греч. anthropos— человек и sophia— мудрость)— мистическое учение о человеке как чувственно-сверхчувственном существе. Оно основано немецким философом и педагогом Р. Штейнером (1861-1925) в начале XX в. В антропософии сделан упор на то, что всем людям принципиально доступно «высшее знание», т.е. в каждом человеке можно выработать чувство единства с духовной основой Вселенной. Р. Штейнер разработал со своими единомышленниками и последователями искусство телесных движений, которые сопровождают речь или музыку. При соответствующем воспитании, которое включает, в частности, обучение медитации, музыке, эвритмии (от греч. ей — хорошо, полностью … и ритмия), каждый человек способен пробудить дремлющие в нем духовные органы познания и достичь высшего уровня сознания.
Рудольф Штейнер не ограничился лишь теоретической разработкой антропософии. Вскоре после Первой мировой войны, в 1919 г. в Вальдорфе (Германия), он создает школу в качестве экспериментальной базы свободного воспитания для детей рабочих табачной фабрики. Опыт оказался интересным и удачным. Им заинтересовались и в других странах. Вальдорфская школа и поныне продолжает традиции своего создателя и основоположника.
Дескулизация (от лат. de… приставка, обозначающая отделение, удаление, отмену, и англ. schooling — буквально: «обесшколивание») — концепция, возникшая в 60—70-е годы XX в. Левые радикалы в социологии и педагогике (П. Гудмен, И. Иллич— США, Э. Раймер — Англия, П. Фрейри — Бразилия) выдвигают идею отмены школы как социального института. Предлагается заменить ее нетрадиционными формами социализации подрастающего поколения. (Эта концепция в некоторой мере по форме сходна с теорией «отмирания школы», выдвинутой В.Н. Шульгиным и MB. Крупениной в конце 20-х годов в советской системе воспитания, но теоретические доводы разные.)
Основные доводы сторонников дескулизации таковы: школа «штампует умы» в духе идеологии конформизма (некритической податливости личности влиянию извне). Таким путем она способствует увековечению несправедливого социального порядка и социальной иерархии, т.е. системы господства одних (меньшинства) над другими (большинством). Отсюда они делают вывод: всякие попытки школьных реформ никчемны и, более того, следует отменить обязательное обучение. А что же они предлагают вместо школы?
Ведущим мотивом познавательной деятельности, по мнению сторонников упразднения школы, является естественная склонность индивида к усвоению полезного опыта. Социализация молодежи будет происходить с помощью неформальных образовательных ресурсов, при неформальном общении на производстве, в сфере обслуживания на основе ученичества, освоения различных профессий и другой практической деятельности. (По В.Я. Пилиповскому).
Критикуя авторитарную систему школьного (формального) образования и воспитания, идеологи дескулизации надеются на трансформацию общества в гуманистическое, где не будет внешнего принуждения граждан.
Опыт истории прошлого (например, второй половины XIX в. и до начала Второй мировой войны) по взаимосвязи системы образования и общественного строя в государстве свидетельствует, что, если даже большинство населения страны безграмотно, т.е. оно не училось в школе, по этой причине общественный строй не переставал быть иерархизован-ным и гуманистическое начало в обществе не господствовало. Поэтому концепцию дескулизации трудно признать передовой, способствующей общественному прогрессу.
Антипедагогика — течение в педагогике. Возникло в США в 70-е годы XX в. и нашло приверженцев в ряде западноевропейских стран: К. Берейтер (США), М. Маннони (Франция), Р. Шерер, К. Рутчки (ФРГ), А. Миллер (Швейцария) и др.
Сторонники течения обосновывают отказ от воспитания как целенаправленного процесса формирования личности. Их доводы следующие: современная цивилизация неизбежно ведет к разобщению поколений, т.е. «отцов и детей». Между ними возникает непреодолимая пропасть. Быстрые социокультурные изменения в обществе приводят к тому, что тип культуры, которым владеют родители, не может служить для молодежи опорой в жизни. Так нарушается преемственность поколений. Более того, по мнению сторонников антипедагогики, воспитание вызывает патогенные (болезнетворные. — И.Пр.) процессы, которые разрушают самосознание личности и психическое здоровье молодого поколения. Это происходит вследствие того, что цивилизованное общество предъявляет к молодежи непосильные требования. Отсюда делается вывод: институт воспитания в современном мире себя не оправдывает и от него надо отказаться.
Вместо воспитания в традиционном его понимании антипедагогика на первое место ставит спонтанное (самопроизвольное) самовыражение детской природы как следствие неосознанных влечений. Это — безусловное благо, которое у ребенка отнимают взрослые в процессе воспитания через систему травмирующего контроля и даже прямого насилия над личностью. Сторонники антипедагогики утверждают, что только спонтанное формирование человека ведет к гуманизации общества.
Идея отрицания воспитания как средства формирования личности, которую проповедуют сторонники антипедагогики, ведет к дискредитации не только школы (как это у сторонников дескулизации), а всего педагогического подхода к развитию личности. В таком случае оно полностью возлагается только лишь на самопроизвольное формирование человека, как будто нет ни общечеловеческой культуры, ни хотя бы народного опыта воспитания. По этой причине ее также прогрессивной считать невозможно.
Сказанным не исчерпывается, конечно, все многообразие направлений развития педагогической мысли в государствах дальнего зарубежья. Но и из изложенного ясно, что педагоги и философы разных стран ищут разные пути развития и совершенствования теории и практики воспитания молодежи в неожиданных направлениях, вплоть до взаимоисключающих. Педагогические теории развиваются в русле философских, социологических, психолого-педагогических концепций. На их основе либо модернизируются старые теории (неотомизм, неопрагматизм), либо возникают новые ответвления, либо происходит смешение разных философских теорий в одной педагогической идее. Одни идеи отживают свой век, другие возникают вновь, откликаясь на потребности общественных и экономических отношений в разных странах. Это особенно хорошо видно на примере развивающихся стран, а также бывших социалистических стран Восточной Европы.