Собственно понятие жанра как такового обрекает автора на подчинение определенным принципам построения текста. Но как быть в случае, если текстом становится сама жизнь, которая свободна и непредсказуема в своем движении?

Само понятие жанра как такового обрекает автора на подчинение определенным принципам построения текста. Но как быть в случае, если текстом становится сама жизнь, выражаясь словами великого Шекспира, «странствующая тень», которая свободна и непредсказуема в своем движении? Можно ли отразить ее, при этом не исказив? На такую работу — написание биографии — может отважиться лишь тот человек, для кого чужая жизнь интересна не в меньшей степени, чем собственная. Профессия этого человека – биограф.

Иногда при составлении биографии руководствуются лишь одним правилом – с максимальной выгодой перепродать собранные воедино лоскутки человеческой жизни. Однако это утверждение может быть применимо к отдельным биографам, в отношении же биографии как науки и как литературного жанра оно явно несправедливо. Сегодня хорошо просматривается тенденция – стремление спрятаться от окружающих за семью засовами сочетается с жадным желанием заглянуть украдкой в замочную скважину, окунувшись в чужую жизнь. И литература, словно выполняя социальный заказ, отвечает любопытным читателям небывалым количеством писательских жизнеописаний. За последние несколько лет вышли в свет множество биографий писателей: А. Толстого, И. Бунина, Н. Гумилева, М. Зощенко, О. Мандельштама, В. Хлебникова и других. Востребованность среди читателей этих замечательных книг-биографий не сводится к одному лишь праздному любопытству – имеются гораздо более серьезные и веские причины: потребность переосмыслить роль выдающихся деятелей литературы в судьбе России, желание познакомиться с прежде запрещенными авторами, поиск идеального героя, пусть это герой уже не нашего времени.

Благодаря нынешнему спросу на биографии замечательных людей один из старейших литературных жанров переживает новый расцвет. Еще в начале 20 в. известный русский психолог Н. Рыбников полагал, что постоянное изучение биографий имеет важнейшее значение для развития многих дисциплин. Поэтому для подобного изучения необходимо создать особую организацию, способную взять на себя сбор и анализ документов, которые относятся к жизни деятелей прошлого и настоящего, как выдающихся личностей, так и не очень. А в 1927 г. вышло исследование Винокура под названием «Биография и культура». В данном труде ученый изложил свое видение относительно правил, коими должен руководствоваться биограф. Правда, в конце своих рассуждений Винокур предупредил читателей о том, что брать на вооружение тезисы из его работы не стоит. Так, может, и нет вовсе никаких правил и законов биографического жанра? А талантливому биографу при написании своих произведений следует руководствоваться исключительно авторским чутьем.