Философскими основами гуманитарных наук, в том числе и педагогики, считаются прагматизм, позитивизм, неотомизм, экзистенциализм и другие. Они определяют подход к формированию особой педагогической теории и пониманию сущности воспитания.
То как эволюционировала методология российской педагогики в прошлом веке – одна из актуальных и очень сложных проблем. Именно она в значительной мере определяет процесс прогрессирования педагогической мысли и практику воспитания.
Известный ученый и педагог Карл Шмидт давал довольно своеобразное объяснение движущим силам историко-педагогического процесса. Он представлял прогресс в истории как все более очевидное, осязательное и внятное воплощение Бога в человечество, история же, по его мнению, являлась историей развивающегося духа.
Многие философы весьма скептически относились к суждениям Шмидта, но благодаря присутствию в них оригинальной логики, его теоретическая концепция все-таки заслуживает внимания. Ее основными положениями являются: воспитание и культура опережают время; уровень развития культуры, достигнутый народом, проявляется в нем; принципы воспитания отражают жизнь народа; обусловливается оно жизненными обстоятельствами, создает новую жизнь и в свою очередь обусловливает развитие жизни.
История педагогики тесно связана с историей человечества, история является ее основой, она проходит все этапы развития. В своем развитии история человечества освобождается от односторонности и близится к божественной идее. Присущий всем людям дух человечества не ограничен сохранением физических сил, он стремится к совершенным целям красоты, добра и истины. Дух дикаря бессознательно стремится к тем идеалам, которые для цивилизованного человека являются целью. Духовная жизнь дикаря содержит в своих проявлениях в неразвитом виде формы богатой культуры, до которых человечество шло на протяжении тысячелетий.
Шмидт обозначил своеобразную дорогу, вдоль которой развивалась общекультурная и педагогическая мысль, начиная с самых примитивных форм и до современной культуры.
Периоды истории ХХ века.
Если исходить из закона, согласно которому воспитание соответствует укладу жизни, то в истории прошлого века можно выделить такие периоды: дооктябрьский, советский, новейший (последнее десятилетие ХХ века). На каждом из этих этапов складывалась своя ситуация и обосновывалась своя теория.
В политическом аспекте начало ХХ века определялось борьбой против крепостничества, которая началась в 60-х годах XIX века. Свобода была на первом плане. Лозунг свобода имела и педагогическая мысль. В области воспитания смысл новых требований очень удачно выразил русский теоретик анархизма П.А. Кропоткин.
Он был глубоко убежден, что каждому человеку стоит предоставить возможность свободно выявлять свои силы, воспитывать из каждого личность критически мыслящую, гармонически развитую и активно действующую. Для этого ребенку нужно предоставить свободу, пробудить в нем доверие к его силам, действию, инициативе, перестроить его из пассивного созерцателя в активного строителя; предоставить общее направление, в дальнейшем ведущее к красоте, любви и истине.
С такими идеями соглашался ученый-педагог М.И. Демков. В одной из своих многочисленных работ он ввел понятие «педагогические начала», в роли которых признал Волю, Добро (Любовь), Разум. Он квалифицировал их в качестве верховного принципа, выступающего базисом для построения всеобъемлющего широкого мировоззрения, дающего опорную точку для различных отраслей знаний. Демков открыто симпатизировал новозаветной педагогике и высказывал интерес к работам отца Иоанна Златоуста.
Советский период.
В это время все сферы жизни постигли коренные преобразования – и политику, и экономику, и культуру. Все вокруг своей целью имело решить глобальную задачу построения бесклассового общества. Исходя из этого, можно говорить о том, что основная роль школы была перенесена из просветительской в политическую сферу. Школу рассматривали в качестве орудия преобразования классового общества в такое, где разделения на классы отсутствовало. Это ярко выражали программные установки ВКП(б). Роль отца новой марксисткой, классовой педагогики фактически сыграл М.Н. Покровский. Наравне с Н.К. Крупской именно он решал задачу интегративного образования.
В новой методологии первая и основная позиция заключалась в признании положения об объяснении всех исторических перемен как созданных под влиянием материальных условий и потребностей человека. За этим следовало положение о том, что история это вовсе не мирное развитие событий, а непрерывная и жестокая борьба общественных классов. В некой форме классовой борьбы себя проявляют экономические причины.
В качестве руководителя народного образования Покровский выступил с докладом на собрании представителей ОГПУ, в котором «жаловался» на не всеобщую доступность и понятность марксисткой идеи. Все ведущие деятели образовательной сферы отворачивались от марксизма. Покровский предупредил, что Наркомпросом будет последовательно проводиться линия, обозначенная новым веянием.
Можно сказать, что в русле такой стратегии и произошло формирование новой методологии новой советской педагогики. Очень активным сторонником этого направления стал Е.Н. Медынский, который являлся автором пособия для системы политпросвета о внешкольном образовании. С первых страниц «Энциклопедии внешкольного образования» автор отказывался от народнического мировоззрения, вместо этого переходя на сторону экономического материализма.
Классовая ориентация.
Медынский принимал точку зрения лидера марксистов и стал анализировать историю внешкольного обучения с точки зрения примата экономического фактора. К примеру, он ввел термин «торговый капитализм», с которым и связал идею гуманизма. Под влиянием увлечения идеей классовости Медынский создал книгу, в которой решительно заявил, что весь процесс воспитания определяет именно классовая борьба, а всякое воздействие может нести лишь классовый характер.
Еще одним активным приверженцем классовой ориентации выступал И.Ф. Свадковский. Своим педагогическим кредо он называл следующее: воспитание является формой классовой борьбы, педагогика это партийная наука, ветвь политики, главной задачей педагогики является исследование своеобразности классовой борьбы на определенном этапе воспитания.
Такие определения характера воспитания и педагогики как партийной политической науки вошли во все пособия по педагогике, и на протяжении многих поколений они являлись основой для формирования педагогического мышления учителей.
Последнее десятилетие ХХ века характеризуются новыми трансформациями во всех сферах жизнедеятельности общества, в экономике, политике. Так же и в педагогике была принята новая методология. В историю ушла идея классовости. В новой методологии ведущими принципами выступают аксиологизм, антропологизм и гуманизм.