Педагогика как наука зародилась еще в античной Греции. Слово «педагогика» в переводе с греческого дословно обозначает «детоводитель». В античные времена педагогикой называли науку о воспитании детей, а педагогами – людей, которые занимались воспитанием.

Идеи Сократа, Платона и Аристотеля

Множество древних философов и ученых интересовались педагогикой, создавая собственные концепции и идеи. Например, Демокрит называл итогом воспитания «хорошо говорить, хорошо мыслить, хорошо делать». Он считал, что через педагога природа изменяет и формирует человека. Также он предлагал метод принуждения в обучении и воспитании. Концепции Демокрита оказали большое влияние на взгляды софистов, таких как Сократ, Платон и Аристотель.

Идеи Сократа привели к появлению диалектики. Он полагал, что основной задачей педагога является пробуждение в ученике духовных сил. Также, по его мнению, в процессе поиска истины учитель и ученик должны находиться на равных.

Основой педагогических идей Платона стали его философские взгляды на человека и мир. Именно он открыл взаимосвязь воспитания и устройства общества. По мнению Платона, земная жизнь человека есть подготовка его к «истинному бытию». Основной целью воспитания он считал социализацию человека, его слияние с обществом. Кроме того, он полагал, что в воспитании и обучении важно учитывать склонности человека, его призвание. Но воспитание по идеям Платона было доступно лишь для свободных граждан.

Педагогические концепции Платона развил его ученик, Аристотель. Но в то же время он выступал против некоторых положений своего учителя. Аристотель считал, что образованием ребенка с определенного возраста должно заниматься государство.

Софисты

Софисты составили заготовку программы образования. Она включала в себя грамматику, диалектику, искусство спора, арифметику, астрономию, геометрию и музыку. Эта заготовка послужила основой для программы «семи свободных искусств», знание которой считалось высшим уровнем образованности до Нового времени.

Средневековье

История педагогики
История педагогики

В средние века, с появлением христианства, педагогика получила религиозный уклон. Теперь концепции воспитания и образования трактовались богословами в соответствии с постулатами Библии. Наиболее известными педагогическими идеями Эпохи Возрождения считаются идеи Витторино де Фельтрэ, Мишеля Монтеня, Эразма Роттердамского, Франсуа Рабле и других.

Витторино де Фельтрэ вместе с итальянскими гуманистами придерживались мнения, что особенно важным для воспитания ребенка является освоение греко-римской культуры. Они брали за основу античное учение Квинтилиана, считавшего высшим уровнем образованности овладение риторикой – искусством оратора.

Мишель Монтень полагал, что изначально ребенок обладает чистотой и невинностью, которую впоследствии разрушает общество. Также Монтень считал, что личность человека развивается через способность к критическим суждениям.

Впервые заговорил о женском образовании Эразм Роттердамский. Кроме того, он выдвинул идею о сочетании античных и христианских педагогических концепций и принцип об активности ученика, который заключался в развитии врожденных способностей человека через труд. Франсуа Рабле выступал за гуманистическое воспитание, а также за физическое и духовное развитие человека.

«Великая дидактика» Яна Амоса Коменского и дальнейшее развитие

Первая научно-педагогическая книга «Великая дидактика» вышла в 1654 году за авторством Яна Амоса Коменского. Он собрал в ней наиболее известные педагогические идеи Нового времени. Коменский полагал, что познание предметов и явлений чувственно воспринимаемого мира спровоцирует обогащение и развитие сознания ребенка. Он был первым педагогом, высказавшим идею природосообразности воспитания.

Популярны в то время были и педагогические труды Джона Локка «Об управлении разумом» и «Мысли о воспитании». По мнению Локка, весь внешний чувственный опыт человека преобразуется в знания. Человек от рождения не имеет каких-либо идей или представлений, они приобретаются в результате действий.

За естественное воспитание ратовал другой философ и педагог, Жан Жак Руссо. Он выступал против религии, считая, однако, что существует некая внешняя сила, творец всего существующего. Руссо считал, что ребенок рождается в гармонии, которая разрушается обществом. По его мнению, на ребенка в процессе воспитания воздействуют три фактора: общество, природа и люди.

Мысль о том, что воспитание должно быть основано на знании человеческой психологии высказывал Иоганн Генрих Песталоцци. Он создал метод элементарного образования, суть которого состоит в пробуждении способностей, заложенных в человеке.

Иоганн Фридрих Гербарт высказывал идею нравственного формирования человека и о гармоническом развитии всех его способностей. Также, именно Гербарт явился автором трех универсальных способов обучения – аналитического, описательного и синтетического.

Автором педагогического труда «Руководство к образованию немецких учителей», в котором сформулированы основные принципы воспитания и образования – культуросообразность и природосообразность, был Адольф Дистервег. Он считал, что педагогам следует брать во внимание индивидуальные особенности человека. Также, по его мнению, воспитание и образование должно соответствовать культуре и традициям окружающего мира и общества.