В современном обществе практически все сферы жизни тесно связанны с компьютерными технологиями, не исключение и дошкольные образовательные учреждения. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых доказана возможность и целесообразность применения компьютера в обучении детей, проиллюстрирована его особая роль в развитии креативности, интеллекта, личности ребенка.
Для чего предназначены компьютерные игры
Получить представления о мире, научиться анализировать и мыслить, развить воображение, память, способности ребенок может, используя доступную, понятную и необходимую ему информацию. Черпать ее можно из детских книг, детских телевизионных программ и развивающих компьютерных игр. Компьютерные игры способны помочь решить задачи формирования информационных качеств личности и информационной культуры, которые предусмотрены целостным подходом к развитию личности и являются одними из основных задач в современной педагогике. Задачей использования компьютерной игры является подготовка дошкольника к жизни в рамках информационного общества, обучение компьютерной грамотности, создание чувства уверенности работы за компьютером и воспитание психологической готовности к его использованию. Исследователи утверждают, что обучение, развитие и воспитание дошкольников при помощи компьютера должно осуществляться в форме игры, а игровую деятельность обеспечивают дидактические компьютерные игры. В работе с детьми дошкольного возраста впервые применили компьютер в 1971 году, в Технологическом институте Массачусетса. В России применение компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях не отстает от наиболее развитых стран, информатизация дошкольного образования здесь началась в середине 80-х.
Исследования в России
Перед открытием первого оснащенного компьютерами детского сада в стране уже имелся определенный научный базис. В Академии педагогических наук были утверждены исследования, направленные на изучение психологических и педагогических основ использования игровых компьютерных программ в дидактической системе детского сада. Научным руководителем данного направления был кандидат психологических наук Новоселов. Основные положения, взятые из данного направления, послужили основой для разработки научных основ компьютеризации дошкольного образования. Первый компьютерно-игровой комплекс был открыт в московском детсаду в 1986 году. Тогда же стартовали комплексные научные исследования, на каждом этапе которых учитывали результаты экспериментов. В 1990 году несколько научных центров создали независимую ассоциацию под названием «Компьютер и детство», они-то и стояли у истоков проведения исследований. Начало исследований предполагало разработку подходов понимания компьютера и его места в числе других развивающих средств обучения дошкольников. Путь от деятельности к информатике в рамках информатизации дошкольного образования был признан целесообразным. Условия перегрузки дошкольников занятиями и изживание игры в детских садах позволили сделать предположение, что даже минимальные сведения о программировании приведут к утраченной связи между познавательным интересом детей и их реальной ежедневной деятельностью. В жизнь ребенка информатика должна войти через игру, художественную деятельность, конструирование и т.д. Компьютер выступает развивающим средством самостоятельной деятельности, игры компьютерные не заменяют игр обычных, компьютерная игрушка не может заменять игрушку предметную. В деятельности детей имеет место совмещение компьютерных и обычных игрушек, которое должно опираться на их (детей) способность замещать предметы в игре. В процессе игры дети оперируют своими знаниями, впечатлениями, опытом, отображенными в форме игровых знаков и способов действия, которые приобретают значение во время игры. В исследованиях Новоселова было доказано, что ребенок во время игры обнаруживает способность придать объекту, который до какого-то времени оставался нейтральным, особое игровое значение. На этой особенности, как на психологической базе, и была построена возможность и целесообразность введения компьютера, который выступает игровым средством, в игру дошкольника. Ребенок может наделить изображение на мониторе игровым значением, если он самостоятельно выстраивает сюжет игры, используя функциональные и образные возможности компьютерной программы.
Зарубежный опыт
В таких странах как США, Великобритания и Франция накоплен богатый опыт использования компьютера в качестве средства обучения. К примеру, в США есть несколько моделей обучения детей в школе и дома при помощи компьютера. Американская программа под названием «Дети и массовая культура» позволила сделать вывод о том, что определяющее значение в получении знаний имеют игры, среди которых и компьютерные. Авторы программы считают необходимым внедрить компьютер в практику детских садов, поскольку исследования демонстрируют достижение больших успехов теми детьми, которые обучаются в компьютерных группах, если сравнивать с детьми, не использующими компьютер. В Великобритании проведенные исследования показали расширение сфер применения компьютера в воспитании и образовании детей, большой популярности компьютерных игр. В проведенном опросе более 80% респондентов заявили, что современные дети именно благодаря возможностям, которые для них открывает компьютер в образовании, имеют более обширный багаж знаний, нежели предыдущие поколения. Они характеризуют компьютерные игры как новаторские и увлекательные. 34% респондентов ответили, что компьютер является помощником в воспитании и образовании детей. Французские специалисты считают, что при помощи компьютерных игр ребенок может научиться мыслить логически, развить словарный запас, расширить кругозор. Авторы французских компьютерных обучающих программ руководствуются принципом «обучения развлечением», в созданных ими играх, которые используются в дошкольных учреждениях, есть помогающие дошкольникам освоить буквы, найти их в словах. Ученые утверждают, что когда дети добиваются лучших результатов в игровой компьютерной деятельности – они проявляют наибольший интерес. Старшие дошкольники проявляют терпение и настойчивость, которые часто в таком возрасте детям не свойственны. При деятельности за компьютером французские исследователи выделили несколько типов мотивации детей:
- интерес к новому предмету – компьютеру;
- желание найти ответы на вопросы (исследовательский интерес);
- желание успешно решить познавательные задачи.
Отечественный опыт
В Советском Союзе впервые компьютерный класс был оборудован в подготовительных группах детского сада в литовском городе Шяуляй. Учебные программы были разработаны специально для детей дошкольного возраста и были направлены на обучение грамоте, закрепление математических знаний. Немного ранее в Новосибирске стали применять компьютер в подготовительных классах, чтобы обучать грамоте, математике, основам компьютерной грамотности. Это позволило педагогам сделать выводы о том, что компьютер ускоряет усвоение новых знаний, повышает интерес к учебе. С 1989 года начинают проходить всесоюзные семинары, посвященные проблеме компьютеризации дошкольного воспитания. В 1991 году в России стартует проект «Пилотный детский сад», его целью является получить комплекс программных и методических средств для компьютеров, предназначенных для детей в возрасте 4-7 лет и охватывающих различные разделы дошкольного воспитания. Множество детских развивающих программ было создано ассоциацией «Компьютер и детство». Они направлены на развитие конструирования, режиссерских игр, элементарных представлений в математике, комбинаторских способностей мышления, ориентации в пространстве, знакомство с законами природы. Участие в составе компьютерных игр принимают не только программисты, но и психологи и педагоги. В 1994 году была утверждена программа «Столичное образование», в которой подняли вопрос об информатизации дошкольного образования, создании развивающей предметной среды детства. В следующем году в программе «Истоки» отразили значение компьютера в развитии современного дошкольника. Программа говорит о том, что компьютер является специфическим интеллектуальным орудием, позволяющим человеку решить задачи на совершенно новом информационном уровне. Текст программы предоставляет компьютерный факультатив, в котором определенны возможности освоения средств компьютерной деятельности ребенка 5-7лет, определенны педагогические условия, присутствуют рекомендации, а также учитываются санитарно-гигиенические нормы возможности применения компьютеров в детском саду. Средства компьютерные при этом идут в единстве с предметными играми, позволяющими развивать детскую деятельность.
Проблемы и возможности
Как показывает зарубежный и отечественный опыт в применении игровых компьютерных программ, направленных на обучение и развитие, существует несколько подходов, которые способны органично вписаться и с успехом использоваться на практике в дошкольном образовательном учреждении как комплексное средство обучения и воспитания. Как утверждают ученые, применять компьютерные игры при образовательном процессе дошкольного учреждения не только можно, но и нужно. А навыки, которые ребенок может развить при помощи компьютера, станут полезными и не утратят актуальности в будущем. Компьютерные игры не должны при этом заменять обычные игры. Российские ученые уже проделали огромную работу по внедрению информационных технологий в дошкольные учреждения, но в информатизации дошкольного образования существует еще множество проблем, решить которые – приоритетная задача образования и общества.