С начала человеческого общения слову как носителю универсальной информации и исполнителю созданных мыслеформ придавалось колоссальное значение. Слово, вербальное общение (с позиций современных наук о человеке и естествознания) играют определяющую роль в жизни людей.
Например, такие слова, как «рабство» или «свобода», «война» или «мир», приказ сбросить ядерную бомбу, обещание врача безнадежно больному о полном выздоровлении, смертный приговор осужденному или помилование, отвержение человека или признание ему в любви, отрицание его возможностей и успехов или вера в них, произнесение особых текстов, мантр, молитв парапсихологической направленности и т.д. существенным образом определяют и изменяют состояние объективно существующей реальности. Некоторые ученые высказывают мысль о том, что ДНК воспринимает проклятия и идет ее разрушение, а молитва, наоборот, пробуждает резервные силы организма.
Конечно, нельзя звуковую форму слова абстрагировать от содержания мысли, заключенной в нее. Слово, речь является средством общения и формой существования мысли, сознания. Слово «всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления».
В отечественной истории доперестроечного периода в изучении проблемы общения выделяются три периода ее разработки:
I. Исследования В.М. Бехтерова. Он впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психологического развития человека, о влиянии группы на включенного в нее индивида. Но сам процесс общения у Бехтерова еще не был объектом самостоятельного исследования. Анализировалась лишь результативная сторона влияния общения на психологические процессы и функции.
2. До 70-х годов в разработке проблемы общения преобладает теоретико-философский подход. Понятие «общение» использовалось для обоснования положения о социальной обусловленности, опосредованности психики человека, социализация личности.
3. В 70-е годы общение начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования (в отличие от использования понятия общения в качестве объяснительного принципа при анализе других проблем). Это период подлинного рождения проблемы общения в психологии.
Проблему общения как категорию психологии изучали Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев, СВ. Кондратьева.
На методологическом уровне общение рассматривалось как: 1)вид деятельности (М.С. Каган); как «деятельность общения», «коммуникативная деятельность» и т.д. (А.А. Леонтьев); 2) многоплановое, многогранное проявление действий человека к миру с наличием контактов обмена информации.
Идея развития человека в деятельности не нова. Общение совершенствующееся в деятельности, характеризуется целями, содержанием, средствами, осознанностью, новизной форм и т.д. Но общение свойственно и высшим животным (в отличие от человека, не участвующим в созидательных видах деятельности). Потому вполне обоснованно утверждать, что оно отличается своими целями, содержанием и средствами. По Р.С. Немову содержание общения — «это информация, которая в меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому».
В сравнительном анализе Р.С. Немов дает следующие характеристики содержания общения, присущие животным и человеку.
У животных:
— сведения о внутреннем мотивационном и эмоциональном состоянии;
— информация о наличных потребностях;
— о состоянии внешней среды;
-сигналы об опасности или наличии положительных биологически значимых факторов.
У человека:
— содержание общения значительно шире;
-осуществляется обмен информацией, представляющей разносторонние знания о мире, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения, навыки;
— общение многопредметно;
— общение разнообразно по внутреннему содержанию.
Подобные сравнения есть и у других авторов. Все это научно обосновано и не вызывает возражений. Однако есть аргументы, позволяющие подвергнуть некоторому сомнению устоявшиеся в психологической науке методологические основания относительно развития в деятельности. Всегда ли устоявшееся методологическое основание — истина в последней инстанции?
Изучение поведения дельфинов позволяет по-иному взглянуть на природу общения как планетарного феномена и на дельфина как разумное существо. Представим его краткие характеристики:
— поразительная сообразительность;
— стремительность действий и восприятия;
— способность усваивать большой объем информации;
— стремление и способность к бескорыстной дружбе, «любовь» к людям;
— может быть способным учеником и талантливым учителем;
— обученный человеком, может передать свое умение другим дельфинам так, что те перенимают эти навыки почти мгновенно;
— запоминает слова, свисты, жесты;
— способен к играм;
— высокое физическое совершенство;
— классифицирует и распознает полезные сигналы, амплитуды которых в сотни раз меньше амплитуд мешающего шума;
— с помощью сонара (своеобразного природного локатора), т.е. звукового аппарата, может представить окружающий пейзаж. Он словно постоянно носит в голове объемные видеокарты;
— непосредственно трансформируют звук в зрительный образ и наоборот, тогда как люди передают свою речь на расстояние с помощью радио, зрительных образов — с помощью телевидения.
Предположим следующее. Возможно, люди, а может и ряд животных,— продукт развития иных миров, перенесенных на Землю… И, может, многое мы приобрели не в результате деятельности, а получили в наследство, в том числе и общение. Конечно, в одночасье эта гипотеза непроверяема, но может имееть свою допустимую аргументацию.
Исследования академика В. Казначеева в институте клинической и экспериментальной медицины в Новосибирске доказывают существование информационного общения и на уровне простейших микроорганизмов. Эволюция живой материи углубила и усложнила процесс информационного общения и довела его до высокого уровня совершенства через разнообразие средств и видов общения.
В научных источниках есть ряд определений этого феномена:
— «Взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, есть общение» (B.C. Мухина).
— «Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности» (Е.И. Рогов).
— «Общение — важнейшая среда духовного, общественного и личностного проявления человека, средство достижения взаимопонимания между людьми. Социально-психологическая сущность общения состоит в том, что оно представляет собой живой и никогда не прекращающийся процесс взаимодействия людей, человека с самим собой и миром» (Б.Т. Лихачев).
— «Общение — взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, навыками и умениями, а также результатами деятельности. Необходимое условие развития и формирования личностей и групп» (К.К. Платонов).
Из названных определений общение понимается как взаимодействие людей с целью обмена информацией; как взаимодействие, порождаемое потребностями совместной деятельности; как средство достижения взаимопонимания между людьми. Фактически определения отражают коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны, составляющие процесс общения.
В нашем понимании общение — это природный феномен биологического мира, это способность живой материи обмениваться жизненно необходимой информацией, взаимодействать и взаимовоспринимать друг друга. На высшем уровне биологического развития, на уровне человека этот процесс обеспечивает неограниченные возможности получения и передачи информации, познания своей сущности и окружающего мироздания. Это процесс взаимодействия с другими людьми, окружающей средой и космосом с целью существования и совершенствования.
Мы надеемся, что новое во взгляде на природу общения поможет педагогу или другому читателю по-иному прикоснуться к пониманию значимости, важности педагогического общения, к его организации и осуществлению.