Я маленький, горло в ангине, За окнами падает снег, И папа поет мне: «Как ныне Взбирается вещий Олег» Д. Самойлов |
Наверняка, каждый из нас, порывшись в глубине воспоминаний самого раннего своего детства, на той грани, где сознание только-только ещё начинало проклевываться сквозь непонятную, бессловесную муть младенчества, обязательно припомнит один из зимних — а может, и летних — вечеров, где негромкий родительский голос, равномерно читающий что-то не очень понятное, но завораживающее душу, заставляло как-то по особенному биться ваше маленькое сердечко…
Стихотворенья входят в нашу жизнь с самых 1-ых дней. Редкая мама не поет своему маленькому крохе колыбельных песен, или не расскажет ритмичных веселых стишков и частушек. При видимой незатейливости вот таких стишков, очень трудно переоценить пользу, что они приносят малышу.
В этих емких, лаконичных формулах веками создавался опыт десятков поколений. Самые первые стихи малыша неспроста похожи на заклинания: ведь они и должны «заклясть» его: и рассказать об опасностях, которые может таить в себе окружающий мир, и даже, о друзьях, которые встретятся ему, чтобы сориентировать на успех.
Пожалуй, в самой, широко распространенной колыбельной мама предупреждает малыша, о том, как опасно отходить от своего родного дома, от обжитого, и обитаемого центра мироздания: «на краю» (ведь, речь идет не только о самом крае колыбели, как думают многие, «край» здесь понимается гораздо шире), далеко от мамы ребенок может легко стать жертвой плохих сил хаоса.
Но нашему малыша есть, кому защитить его, ведь его берегут и любят, и не только папа и мама, но и многочисленные друзья: гули всю ночь будут сидеть около его колыбельки, а котик поделится булочкой, и собачка ни за что не подпустит к нашему спящему малышу волка или другую нечисть.
Колыбельная песенка несет в себе, так сказать, «генетическую матрицу», позволяющую маме и ребенку «настроиться» друг на друга, а также, отладить биологические часы мамочки и малыша, чтобы всегда молока приходило именно столько, сколько требуется ребеночку, чтобы возня с маленьким крохой не изматывала маму, и была ей не в тягость, а в радость.
Монотонно поскрипывает и колыбелька, а за ней повторяются плавные, вязкие, словно медовые, звуки, в затененной комнатке — золотисто-медовый полумрак, пронизанный также теплым запахом маминого молочка… И вот, словно медом намазанные, сами собой слипаются и глазки, разливается по телу сладенькая истома и увлекает за собой в теплую, тягучую сласть детского сна. Разве, не отсюда все мечты о молочных реках в кисейных берегах?
Некоторые мамы, почему-то стесняются петь своим деткам из-за того, что они не имеют музыкальных способностей, и они не в состоянии правильно воспроизвести мелодию и думают, что лучше ставить записи на кассетах или же, компакт-дисках.
Ну подумайте сами, какая разница, ознакомится ли малыш с канонической версией песни «ты, собачка, не лай» или же, с вашим авторским вариантом. Знайте, что как бы плохо вы не пели, именно звук вашего голоса всегда будет для крохи самым лучшим, а мелодия – наиболее замечательной. Так стоит ли тогда лишать свою малютку волшебных мгновений только лишь потому, что в вашей школе по пению у вас никогда не было выше тройки?
Особые стихотворения успокаивают расплакавшегося ребёнка, «не плачь, не плачь, куплю калач…», утешают того, кто ударился, «у киски болит, у собачки болит, а у Маши не болит». Специальные так сказать, «лечебные» стишки-заговоры помогают даже при детских недугах, таких как : икота, колики, запор.
Потешки хорошо способствуют самоидентификации малыша: он вдруг узнает, что у него есть ручки и пяточки, а также, животик и носик, и что ему с самого рождения был выделен его собственный участок пространства, колыбелечка или кроватка.
Ребёнка ориентируют на успех: он обязательно научится и по завалинке бегать, и ведра красные носить. Мальчишке рассказывают, какой он сильный и умный , девочке — какие у нее прекрасные черные бровки и алый румянец, что замечательная коса вырастет неё в недалеком будущем аж до самого пояса.
Незатейливые стишки и песенки ознакомляют малыша с реалиями крестьянского быта, дают первые представления о пространстве, а также, времени, и семейных взаимоотношениях.
Язык маминого фольклора хоть и очень простой по своей форме, но зато невероятно ёмкий, насыщенный выразительными эпитетами, яркими метафорами, и, неожиданными сравнениями. Не понимая пока ещё смысла маминых слов, малыш всё же, запоминает их на всю свою жизнь как заклинание и, после, взрослея, постепенно осмысливает их, все глубже и глубже проникая в самую их суть.
Конечно, многие реалии и понятия, которые встречаются в народных стишках и песенках на сегодня устарели. Пока ваш ребёнок еще совсем маленький, это ещё не так важно. После первого года покажите малышу книжку с красивыми иллюстрациями, например Юрия Васнецова или Василия Билибина и объясните, что лапти — это вот такие ботиночки,
кафтан – это очень красивая курточка, завалинка — это маленькая лавочка возле крыльца, в печке можно готовить еду, из колодца брать водичку. Но чересчур углубляться в эти этнографические подробности не нужно: кроха воспринимает текст, тем более поэтический, целостно, не особо вдаваясь в частности.