Довольно давно идут споры о целесообразности введения в школах преподавания основ православной культуры. Сторонников пока больше, чем противников этого нововведения, но массового внедрения этого курса в средних школах пока не наблюдается. В чём проблема таких проволочек?

Духовное образование или богословское

Духовное образование большинством людей видится исключительно как образование богословское. Разницу между духовными и богословскими аспектами можно увидеть только тогда, когда будут открыты цели этих процессов.

Что есть образование богословское. Это, прежде всего знание основных дат истории церкви, священных текстов, умение их толковать, или, по крайней мере, уметь находить в святоотеческих трудах объяснения непонятных моментов. Самое главное здесь – наличие веры необязательно. Можно быть прекрасным богословом, при этом оставаясь атеистом.

Духовное образование

Здесь всё гораздо сложнее. Прежде всего, надо увидеть, что это образование преследует целью формирование духовно целостного человека. Не того, который будет знать печатные истины, а того который будет жить согласно этим догматам.

основ православной культуры

Ещё в середине 19 века, многие подвижники РПЦ писали, что духовное образование в России почти исчезло. Нет тех наставников и учителей, которые бы могли направлять устремления своих учеников. А после 70 лет насильственного внедрения в сознание русских людей атеизма, понятие духовности почти на всех уровнях смешалось с такой категорией как нравственность.

Поверхностный взгляд может сделать эти категории тождественными, но это большое заблуждение. Нравственность это всё то, что проявляется наружу, на обозрение окружающим. Духовность же остаётся всегда сокрытой от чужих глаз.

Подмена духовной культуры нравственной, это чудовищная ошибка, которую могут допустить неопытные педагоги. Образование, это, прежде всего процесс формирования «образа мыслей» у ребёнка. Хорошо, если ребёнок сдержался, и не совершил дурной поступок. Но гораздо лучше, если бы мысль о дурном поступке даже не пришла ему в голову. За такое не похвалят, не поставят в пример другим, но разве в том цель, чтобы делать всё во имя одобрения окружающих?

Жить, сообразуясь с вечными истинами не для демонстрации своей исключительности, а наоборот, не выделяясь – вот цель правильного духовного образования.