Василий Васильевич Розанов – представитель русских религиозных философов. Одной из своих лучших работ, в которой были изложены доселе неизвестные подходы к воспитанию, он считал сочинение под названием «Сумерки просвещения». Оригинальность и новизна позиции Розанова, его удивительное проникновение в саму суть явлений педагогики, в настоящее время привлекают большое внимание к его творчеству.
До «Сумерек просвещения»
Родился Василий Васильевич Розанов в бедной семье в 1856 году. Отец его рано умер, убогая и нищенская жизнь наложила свой отпечаток на впечатлительного мальчика. На мировосприятие Розанова также оказал значительное влияние его старший брат Николай, который работал учителем в гимназии, куда Василий был взят на воспитание. С юных лет у Розанова сложилось отрицательное отношение к государственному гимназическому образованию, свое мнение в дальнейшем он отразил в книгах. Образование это, по мнению Розанова, полностью оторвано от реальности. Тем не менее, годы, проведенные в гимназии, многое дали юному Розанову. Он читал классиков мировой философии, глубоко усвоил основы наук и искусств. Среди сверстников его выделяли такие качества, как доброта, искренность, отзывчивость, образованность.
После гимназии Розанов с легкостью поступил в Московский университет на историко-филологическое отделение. Окончив университет, работал 12 лет в гимназиях провинциальных городов, преподавал географию, историю. Розанов любил детей, но гимназия его тяготила. Он обратился за помощью к друзьям и перебрался в Петербург, где в дальнейшем занимался литературоведением, публицистикой и философией, писал о детстве и образовании. В 1899 году в своем ключевом труде «Сумерки просвещения» Розанов подробно изложил собственные взгляды на воспитание.
Методология Розанова: понимание и сомнение
Розанов всегда восхищался детьми, называл их «Божьими любимцами». Он говорил, что детское сердце верит людям и любит их, и поэтому оно прекрасно. Распространенное в те годы мнение, что душа человека является «чистой доской» (позиция Локка) Розанов не разделял. Развитие человека он полагал таинством и чудом.
В 1886 году Розанов, еще будучи молодым провинциальным учителем, за свой счет выпустил монографию «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего стремления науки как цельного знания» в количестве 60 экземпляров. Он изложил в ней свое представление о природе понимания, которое хотел воплотить в жизнь в будущем. Розанов отмечал, что познание мальчика, который задумывается над нравственными вопросами юношества, начинается со стремления понять, и без этого стремления ничего узнать о мире невозможно. Но даже человек, пишущий докторскую диссертацию, может стоять вне пределов понимания, потому что им руководит жажда степеней и научных знаний, а не стремление к пониманию. Понимание Розанов определял как метод любой науки, не только педагогики. Этот метод целей не ставит, он начинает с цели: сделать.
Человека Розанов считает феноменом, для понимания которого нужны особенные средства. Изучить человека методами естественнонаучного познания невозможно, нельзя разложить его на элементы, выделяя качества личности. Решить проблему можно только путем целостного подхода к пониманию человека. Здесь недопустимы расколотость и дробность. Тридцать лет спустя выдающийся педагог Макаренко вновь поднимет вопрос о целостном подходе к личности. Но приоритет в постановке данного вопроса принадлежит Розанову.
Другое средство понимания человека (по Розанову) – это сомнение. Все книги философа полны сомнений, он постоянно перепроверяет и переспрашивает, полученным ответом не довольствуясь. На этом разработанном Розановым методе базируются все его сочинения.
Цели воспитания (по Розанову)
Важнейшей целью воспитания В.В.Розанов называл приобщение к религиозным ценностям, к пониманию того, ради чего человек живет и для чего он рожден. В каждом из нас, говорил философ, есть «дыхание» Творца, это источник наших лучших качеств, и задача воспитания – поддерживать это благостное состояние в детской душе. Без высших нравственных ценностей теряется смысл человеческой жизни, происходит разрушение духовных ограничителей, и человек живет так, будто ему все дозволено.
На протяжении всей своей жизни Розанов задавался вопросом, почему возникает пропасть между целью воспитания и его результатом, почему из гимназий выходят вольнодумцы и революционеры, а не покорные верноподданные? Философ утверждал, что в содержании образования всегда присутствуют элементы, дающие толчок вольной мысли. С тех пор, как появились гимназии, молодые люди стали общаться, и любое стремление заглушить их любопытство обречено на неудачу. Даже если бы начальству удалось взять их мысли под полный контроль, это привело бы к возвращению эпохи половцев и печенегов. Живую мысль молодости не задушить ни хитрецам, ни мудрецам, ни повелителям, — писал Розанов.
Природа таланта кроется в развитии одного, но глубокого интереса. Если ученик склонен к одному виду деятельности, это не означает, что интерес к другим ее видам полностью пропадет. Ни родители, ни учителя не должны мешать ребенку развивать его основной интерес, а тем более стараться направлять и регулировать личность ребенка. Если способствовать мудрой природе, а не мешать ей, это даст гораздо больше для развития дарований дитя, чем насильственные попытки содействовать его развитию.
Говоря об успешности педагогического труда, Розанов отмечал, что определяется она не технологизированностью, а пониманием ценностей ребенка и его внутреннего мира. Когда дитя резко попадает из мира семьи в официальный мир гимназии, душа его травмируется и ожесточается. Сохранить в ребенке нравственность поможет любовь учителя, понимание им боли ребенка, его тоски, надежды, его душевного состояния.
Притом Розанов писал, что хорошими педагогами становятся не те, кто больше способен к наукам, а зачастую посредственные «середнячки». Почему так происходит? Способный к наукам человек не может хорошо справляться с рутинной педагогической работой, ибо его быстрый ум, стремительное соображение, живое влечение к истине в процессе стандартизированного учительского труда окажутся невостребованными. А педагогическая профессия предполагает, прежде всего, умение терпеливо и многократно объяснять один и тот же материал, его суть.
Отдельное внимание Розанов уделял чтению, подразделяя и гимназистов, и педагогов на читающих и нечитающих. Он высоко оценивал чтение и рассматривал его как важнейший механизм пробуждения душевной работы человека.
В.В.Розанов утверждал, что по сравнению с государственной гимназией частное учебное заведение дает больше возможностей для гармоничного развития ребенка, поскольку в нем царит более свободная и творческая атмосфера. Частные пансионы и школы сохраняют тепло семейных отношений, также здесь больше возможность подобрать педагогов, близких детям по духу. Действительно, в частных российских школах дети получали хорошее образование. Эти школы ориентировались на развитие интересов, пытливости, индивидуальности ребенка и были тесно связаны с институтом семьи. Именно частные учебные заведения формировали демократическую русскую интеллигенцию, которая была уничтожена или выслана в 20-х годах XX века.
Роль эпохи в воспитании
Идеология и мировоззрение эпохи – один из ключевых моментов воспитательного воздействия. Без понимания смысла жизни ребенок будет задыхаться, а без ясной цели средства воспитания превратятся в манипулирование детьми, порождающее хилых и слабодушных людей. Ребенок должен впитать из нравственной атмосферы представление о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, о своей близости с человеческим родом, ощутить кровное родство с родителями, братьями, сестрами. Только такая жизненная обстановка зажжет искру в детской душе, а если этого не произойдет, на лицо человека ляжет печать духовного вырождения. Любая злокозненная идеология мгновенно распространится в таком обществе и подтолкнет людей к безумствам и революции. Если человек будет думать, что все вокруг случайно и он сам случаен, это сделает эпоху ненужной, а воспитание – невозможным.
Школа должна опираться на окружающую культуру, использовать ее в образовательном процессе.. Сложный вопрос – воспитывать ли детей, ориентируясь на завтрашний день, или ограничиться сегодняшней реальностью. Вспомним о советской школе, которая воспитывала человека исключительно для жизни при коммунизме. Ученики, искренне поверившие в ее идеалы и ценности, оказались оторванными от реальности, судьбы многих из них были сломаны.
О государственной гимназии
Розанов писал, что гимназическое образование в том виде, в каком оно существует, уродует ребенка. Ужасно и драматично положение, при котором в гимназию поступают сто человек, а заканчивают в срок ее только два-три ученика, остальные остаются и на второй, и на третий год. Это вызывает недовольство учеников, ломает их психику. В восьмилетний период невозможно усвоить содержание гимназического образования, для этого нужно 10 или 11 лет.
Потребности ребенка отходят на второй план, не учитывается его возраст в предлагаемых к изучению материалах. Материал преподносится хаотично. В день изучаются шесть различных дисциплин, это приводит к необходимости бессмысленной зубрежки. В результате такой работы происходит жесточайший отбор, жертвой которого падают самые лучшие и способные ученики, а гимназия выпускает посредственностей с хорошей памятью, но лишенных образовательной базы. Неадекватные и непомерные требования в разных классах разлагают учеников. Если в первые годы их приучают лениться, то затем выдвигают требования, несоразмерные физическим и умственным силам гимназистов. Катастрофично положение на экзаменах. Ученики вынуждены прибегать к шпаргалкам, а учителя – закрывать глаза на ошибки…
Средства воспитания
Основой воспитания, согласно Розанову, должен являться принцип индивидуальности, поскольку человек проявляется через свое «Я». Только такое обучение, которое учитывает своеобразие каждой личности, может существовать и приносить настоящую пользу. В процессе индивидуально ориентированного обучения душа ребенка пробуждается, писал Розанов.
Что касается школы – она не должна быть оторвана от местной жизни. Ребенок тогда глубоко поймет смысл изучаемого, когда материал этот будет опираться на его жизненный опыт. В школе должны работать учителя, хорошо знающие местные социальные, климатические и природные условия.
Трудная школа лучше легкой. Обучение в школе должно пробуждать способности ученика, а для этого образование должно базироваться на поисках решения проблемы, то есть на том процессе, который стимулирует силы ребенка в учебной деятельности. Писал Розанов и о физическом наказании. По его мнению, в отдельных случаях розга может стать благом, толчком для начала пробуждения ребенка от духовного сна. Разумеется, он не рассматривал розгу в качестве единственно исцеляющего лекарства.
Розанов подчеркивал, что ребенок должен знать трудности жизни и нужды семьи, поскольку духовное здоровье воспитывается нуждой и трудом. Он с детства должен включаться в решение проблем, которые беспокоят родителей и родственников. Дети заласканные и окруженные игрушками, глобусами и книгами растут пресыщенными, без потребности в духовной пище, а перекормленные вниманием и заботой дети развращаются.
Оценка трудов Розанова
В течение 70 лет В.В.Розанов не был нужен ни педагогике, ни литературе в связи со своими нестандартными взглядами и противоречивыми высказываниями. Но в последнее время он становится одним из самых цитируемых и читаемых философов, к трудам которых обращается современная педагогика. В педагогике, как оказалось, нет абсолютно неправильных или истинно правильных мнений, а существует многообразие решения встающих перед каждым поколением проблем. И решить эти проблемы можно, опираясь на опыт предшественников. Розанов – один из тех ученых, которые старались приобщить детей к общечеловеческим ценностям и предупредить ошибки, возникающие на их жизненном пути.