Очень часто так называемое рассеянное внимание, которое называют просто рассеянностью, мешает школьникам полноценно усваивать материал на уроке. Это бывает вызвано различными факторами личного характера, когда ученик думает о чем-то своем и совершенно не сосредотачивается на объяснениях учителя. В то же время это может быть результатом элементарного неумения сосредотачиваться, концентрировать внимание на чем-то или на ком-то. Для лучшего усвоения и запоминания материала необходимо научить ребенка не отвлекаться на посторонние предметы и отгонять все посторонние мысли. Сделать это не так-то просто, особенно если он сам этого категорически не желает.

Порой и самому преподавателю сложно сосредоточиться на изложении материала, особенно когда класс ведет себя не совсем адекватно, иначе говоря, когда в классе нет дисциплины. Отвлекаясь на то, чтобы сделать замечание то одному, то другому ученику, учитель, во-первых, сбивается сам, во-вторых, сбивает учеников, которые внимательно следят за словами учителя. Поэтому, если учитель хочет завладеть вниманием своих учеников и донести до них свою мысль, он должен, прежде всего, сам научиться концентрировать свое внимание. Это потребует определенных тренировок, окружающие могут посчитать человека, занимающегося йогой не совсем нормальным, но результат того стоит. Надо сказать, что понятие йоги было очень дискредитировано разными шарлатанами, факирами, шпагоглотателями и дрессировщиками змей. На самом деле школа йоги насчитывает многовековые традиции индийской психологии, философии и медицины.

Концентрация внимания, абстрагирование от внешних раздражителей и самообладание в самых неблагоприятных ситуациях, по мнению философии йоги, являются важными компонентами сильной личности, которая сможет воздействовать на других и заставить их концентрировать на себе их внимание. Силу духа в индуистских школах поддерживают самые разные течения народной медицины и оккультных наук. В частности, разные направления йоги считали дух, то есть состояние души, определяющим фактором физического и психического потенциала организма. В качестве главного занятия для укрепления силы духа использовалось самовнушение. Но полноценное самовнушение невозможно без полного духовного очищения и расслабления. Только полностью расслабленный и успокоенный организм мог поддаться самовнушению и абстрагированию. Невозможно заниматься йогой, если вас что-то беспокоит, если организм чувствует какой-либо дискомфорт и не может прийти в состояние спокойствия и умиротворения.

Одно время мне довелось заниматься актерской школой в любительском театре, которым руководил профессиональный режиссер драматического театра. Обучению концентрации внимания в этой школе уделялось большое внимание. Ведь когда зрительный зал полон народа, очень сложно бывает не отвлечься на кого-нибудь и не забыть свои слова. Раньше существовали суфлерские будки специально для таких случаев, когда актер теряется и забывает свой текст. Со временем штат суфлера упразднили, отпала и надобность в будках. Подсказывает теперь режиссер из-за занавеса или партнер по сцене. Но этого сейчас стараются не допускать. А достигается уверенность актера на сцене долгими репетициями и специальными упражнениями. Нас, например, учили так. Давали в руки газету или книгу с незнакомым текстом, усаживали на стул и заставляли внимательно читать текст. Остальные должны были организовать «шум толпы», то есть громко обсуждали какую-нибудь новость. А сам режиссер задавал «читателю» какие-нибудь дежурные вопросы, типа «сколько вам лет?», «как вам погода?», «вы когда-нибудь бывали на море?». Через какое-то время эксперимент прекращался, и испытуемый должен был рассказать, что он прочел, о чем говорили его товарищи и что он отвечал режиссеру. Не всем с первого раза удавалось даже на вопросы правильно отвечать, не говоря уже обо всем остальном. На самом деле, когда человек, например, общается с кем-то, он использует лишь одну четверть своего внимания. Ничто не мешает ему думать о чем-то своем, наблюдать за кем-то и слушать музыку абсолютно без ущерба для общения. Психические резервы человеческого организма поистине неисчерпаемы.

Однако со временем практически все научились концентрировать внимание на главном и не отвлекаться на частности. Только спустя годы, когда сам стал вести актерскую школу, я понял, что наш режиссер использовал технологию йоги. Перед этим экспериментом обязательно выполнялся комплекс физических упражнений, после которых организм расслаблялся и открывался для внушения и восприятия. Комплекс дыхательных, расслабляющих упражнений способствовал этому как нельзя лучше. Также практиковалось самовнушение как способ самоутверждения на сцене и избавления от страха перед публикой.