В общих чертах принцип инициирования субъективности подразумевает придание воспитанию характера диалога. Именно посредством диалога с другим человеком, в напряженном общении с ним, в проникновении в его чувства раскрывается человек в человеке. Причем, в этом диалоге совсем неважно, кто именно является собеседником, будь то педагог или писатель, журналист или музыкант, школьный товарищ, мама, бабушка или даже герой книги. Лишь в диалоге ребенок выявляет себя, прежде всего, для себя самого. Познает собственное «Я» в диалоге с «Я» своего собеседника. В качестве собеседника ребенка может выступать и неодушевленный предмет, например, кукла, дневник, телевизор или картина.
По мнению М. Бахтина понятие «быть» означает общаться диалогически. С окончанием диалога все кончается. Два голоса, по его мнению, это минимум жизни, минимум бытия. То есть диалог в представлении ведущих педагогов это та модель реального мира, по которой ребенок может определить взаимоотношения всех субъектов мира. Без обращения к другому человеку нет возможности обратиться и к самому себе, понять то, кто ты есть, обрести собственное «Я» через сравнение с другими и через отношения других к тебе, через сопоставление своего выбора с выбором собеседника.
Групповая работа педагога с детьми в современном понимании должна строиться только на основании диалога, который положен в ее основу. С принципом субъективности абсолютно несовместим такой традиционный метод воздействия, как жесткий приказ в адрес ребенка. В то же время он снимает слепое повиновение ребенка взрослому, кроме критических ситуаций, но при этом усиливает роль этикета в отношениях педагога с детьми, способствует приближению стиля и формы его общения к тонким этическим достижениям современной культуры. Элементарные нормы поведения и обязанности школьников при таком принципе гарантируются договоренностью между педагогом и учениками. Без этой договоренности невозможно осуществление образовательного процесса и ее обязаны соблюдать обе стороны.
Принцип субъективности в какой-то степени облегчает труд педагога, однако он также ставит его перед необходимостью продумывать каждый свой шаг и обладать при этом высоким профессионализмом. Наиболее важным в профессиональной готовности к развитию у детей субъективности может стать умение педагога видеть за материальным телом ребенка его внутренний духовный мир, за духовным миром признавать уникальность личности, ее индивидуальность, проявлять к ней интерес и уважение.
Третьим принципом воспитания в педагогике является так называемый принцип целостности. Он заключается в вопросе «как?», поставленном перед педагогом при декларировании его общего руководства как профессионала. По отношению к другим любая личность проявляет себя как целостный феномен. Каждым актом своего поведения она определенным образом выстраивает всю систему своих личностных отношений к окружающим. Таким образом, целостность личности с точки зрения социально-педагогического феномена определяет целостность воспитательного воздействия педагога на ученика.
Любая личность несет в себе целую гамму разнообразных отношений, которая порождается даже самым кратким, мелким и незначительным актом ее поведения. В свою очередь и педагогическое воздействие должно представлять собой в некотором роде полифонию. В воспитательном процессе целостность создается полифонией поведения и поступка, однако без участия педагога реализовать этот потенциал невозможно. В случае нарушения педагогом данного принципа воспитательный процесс может потерпеть фиаско. В качестве примера можно привести изучение искусства в грязном кабинете. Это способствует формированию у школьников цинизма и, в конечном счете, приводит к соответствующему результату, удивляя учителя, не понимающего, что на помойке могут вырасти лишь помойные цветы.
Применяя грубый окрик в призыве к гуманности, учитель вызывает у ребенка агрессию, поскольку воздействует на его психику не конкретным набором слов, а злобной экспрессией. При хорошо организованной жизни ребенка режим, стиль, формы, содержание и общий строй школьной реальности направлены на наивысшие человеческие ценности, коими являются добро, истина и красота.
Отношение ребенка к окружающему миру является целостным, и именно таким должно быть влияние на него педагога. Оно должно обеспечивать выход на все активные каналы восприятия, то есть на разум, чувство, воздействие через психологические каналы: слух, зрение и ощущение движения. В то же время и выявление ребенком собственного «Я» также должно носить целостный характер. Ведь он единовременно выходит на взаимодействие с окружающим его миром посредством звука (речь, ее ритм и интонация, мелодика голоса), движения (действие, поведение и поступок), пластики, мимики и манипулирования предметами. То есть целостное воспитание является воспитанием, апеллирующим к отношению как к наиглавнейшему объекту внимания педагога.
Целостность воспитания обязывает педагога не только видеть в каждом отдельном акте поведения ребенка его личное отношение, но еще и учить его воспринимать каждое отдельное событие в его жизни как часть целого мира, отражающее отношение людей к этому миру.
Между принципом субъективности и принципом целостности существует прямая взаимосвязь. Если первый в своей практической реализации вооружает ребенка способностью к стратегии в собственной жизни, то второй в свою очередь оснащает его жизненной тактикой, выстраивая его поведение в соответствии с единым отношением к жизни и людям. В зависимости от возраста воспитанника, чем он старше, тем вероятнее у него формирование общей жизненной позиции. И чем он старше, тем более гармонична его личность, то есть с возрастом она начинает обретать стержневые социальные отношения, которые определяют его выбор в той или иной жизненной ситуации.
Педагог ни в коем случае не должен пренебрегать принципом целостности, поскольку в итоге может сформироваться импульсивная личность, обладающая совершенно непредсказуемой реакцией на воздействия окружающей среды. Это происходит вследствие того, что знания, чувства и привычки складывались по замыслу педагога, но в одночасье аннулировались при первой же потребности ребенка проявить свое личное отношение к событию.
Среди личностных предпосылок к реализации принципа целостности можно выделить умение учителя в каждой конкретной ситуации оценивать каждое частное проявление человека как его отношение к целому миру и к конкретным его объектам.