Алишер Навои, поэт и философ суфийского направления, высоко ценил науку и человеческий разум и считал мудрость и знание украшениями человека. В его произведениях очень широко раскрыты вопросы обучения и воспитания, а его педагогические взгляды глубоко гуманистичны. Он уделял большое внимание вопросам воспитания ребенка, который для Навои был светилом в доме, приносящим в семью счастье и радость. Принуждающие методы обучения и в школе, и дома Навои осуждал, выступая против телесных наказаний. Невежественных учителей он считал наказанием для школы, потому что учитель обязан в совершенстве знать преподаваемый им предмет, понимать нужды народа, обладать глубокими знаниями и во всем показывать пример. Навои призывал учителей прививать ученикам любовь к родине и уважение к самому ценному и высокому дару вселенной – человеку. В произведениях поэта значительное место занимают вопросы трудового и нравственного воспитания. В духовной жизни Востока особую роль стала играть одна из религиозных направленностей мусульманской религии, названная суфизмом.
«Суфи» – это человек, который ступил на путь духовного приближения к Всевышнему. Другими значениями этого слова являются знающий, умный и верующий. Возникло движение суфизма в Аравии в IX веке, постепенно оно распространилось в другие страны. Суть данного учения заключается в утверждении, что все в мире создано Богом. Самое совершенное его творение – человек, призван стремиться слиться душой с Богом. Абстрактное представление о данном течении включало разные другие течения, которые имели множество оттенков. Объяснение такого разнотечения может заключаться в разнообразии исторических и социально-экономических условий разных регионов мусульманского мира. В некоторых странах зарождение суфизма происходило с осуждениями жестокости, мошенничества и алчности общества. Затем учение обрастало новыми направлениями, которые часто были очень далеки друг от друга. Встречаются в суфизме требования аскетизма, отречения от благ, отшельнического образа жизни, предпочтения бедности. Одним из основных направлений в этом учении была необходимость жизни проповедников исключительно своим трудом, при этом они должны быть честными и чистыми во всем. Постепенно так развилась суфийская педагогика.
Суфийская педагогика
Является продуктом древнего и многоликого учения, которое на протяжении многовековой своей истории в зависимости от обстоятельств принимало множество различных форм. Суфии сделали свое учение инструментом развития человека, а это является прямым доказательством обучающей миссии течения. Суфийская педагогика основана на любви и утверждает, что, прежде всего реализация человеческих возможностей связана с его внутренним миром, самосовершенствованием и саморазвитием. То есть эволюция суфия происходит внутри него самого и в его взаимоотношении с обществом. Навои подчеркивал эволюционный характер человеческих усилий, которые являются оправданными в любом случае, и когда эти усилия прилагает один человек, и когда целая группа. Этот гениальный поэт и мыслитель сыграл важную роль в развитии педагогической суфийской мысли. В собственной системе обучения он использовал интеллектуальные упражнения и объяснения, бездействие и деятельность, размышления. Его подлинной суфийской характеристикой является то, что практически за каждым человеком он оставляет возможность добиться успеха в осуществлении его предназначения. При помощи иллюстраций и притч Навои различными способами выражал одну и ту же мысль, чтобы она как можно глубже проникла в ум читателя. Учителя-суфисты считают, что любая идея может проникнуть в так называемый закрытый ум, лишь если ей удастся пройти сквозь завесу обусловленности. Именно поэтому суфисты используют присущие каждому человеку основные элементы, которые пока еще не уничтожены разными проявлениями обусловленности. Эти элементы определяют суфийское развитие, самый важный и постоянный из них – любовь, которая является фактором, имеющим цель вести и человека и все человечество к завершенности. Она находится в тесной взаимосвязи с озарением, они усиливают друг друга. А сила познания велика настолько, что без подготовки выдержать ее нельзя.
Суфийская педагогическая мысль.
Современная педагогика предполагает постоянный пересмотр, коррекцию воспитательного процесса, который меняется в потоке знаний о человеке. История отечественной и западной педагогики наглядно показывает различность течений и направлений в ней, каждое из которых имеет важную задачу воспитания личности учеников. Своеобразным способом передачи знаний выступает метод находить решение в ситуации обучения, применяя софийские притчи и легенды, содержащие в себе вековую мудрость. Они учат находить решение проблемы, развивают мышление, воображение и интуицию. Некоторые притчи несут вдохновение, другие же побуждают задуматься или смеяться. Они открывают для учеников новые жизненные ориентиры и ненавязчиво предлагают пути личностного роста и будущих изменений.
Классики суфийской педагогической мысли предлагают множество других факторов, которые имеют весомое значение в становлении личности учеников. К примеру, причиной неудач и дискомфорта является дисгармония, при обучении самым важным, что необходимо сообщать, является чувство гармонии. Развить в детях гармонию не так сложно, как кажется на первый взгляд, для этого достаточно показать ребенку самые разные проявления гармонии в разных жизненных ситуациях. Современные педагогические исследования подтверждают необходимость гармоничного развития и воспитания подрастающего поколения. Суфийская педагогическая мысль выражается в выборе средств обучения учителем по своему усмотрению, это могут быть специальные идеи, термины и упражнения. В суфийской педагогике представлены разные способы постижения знаний, иногда оно идет от дисциплины и обучения, а иногда от природного расположения. Суфийскую педагогическую практику обуславливают ее установки на необходимость следовать такому принципу: усвоить определенный комплекс переданных наставником знаний, совершенствоваться нравственно, овладеть специальным комплексом физических и психологических упражнений. Параллельно с духовным ростом у человека развивается и способность к пониманию.
Суфийская педагогика в современном мире.
В суфийской педагогической мысли проявляется значимость духовного аспекта в воспитании человека и формирование личности. Суфийский опыт воспитания и обучения может существенно расширить рамки возможностей педагогики. Реализовать это можно путем введения новых форм субъектно-объектных отношений. В суфийской педагогической мысли можно найти объемный материал касательно нравственного воспитания человека. Если произвести анализ и изучить не проявленный материал педагогических методов и идей суфийской педагогики, то можно глубже рассмотреть проблему, которая касается отношений между детьми и взрослыми и внести в современный педагогический процесс позитивные изменения.
В качестве общечеловеческой педагогики, вместе с обращением к интуитивному познанию невидимого, суфийская педагогика отражает потенциальные возможности в развитии человека. В современном мире, когда активно развивается научно-технический прогресс, педагогика нуждается в своем развитии увидеть профессиональных, творческих и талантливых личностей. Помочь в этом может развивавшаяся тысячелетиями суфийская педагогика с ее мудростью, выверенными веками методами обучения, она способна обогатить современный педагогический процесс.
Такие великие восточные ученые как Навои в своих литературных трудах выразили педагогические идеи нравственного совершенствования, представили роль преемственности знаний и духовный аспект воспитания. Их труды наполнены гуманизмом, мудростью, проницательностью и обращены к человеческим ценностям. Познание человека в суфийской педагогике заключается в духовном, энергетическом и физическом аспекте. Учитель и ученик находятся в ситуации диалога, коммуникабельности и самораскрытия, они ищут новые формы обучения в зависимости от времени, места и учеников, что является живым процессом образования.
В заключение можно сказать, что суфийская педагогическая мысль становилась и развивалась в соответствии с историческими и педагогическими предпосылками такого времени, когда люди, подорванные тяжелыми условиями жизни, высказывали открытый социальный протест, когда появилась организация суфиев и разрабатывалась их теория, когда возникли суфийские школы и системы обучения, когда суфизм оказал влияние на всю культуру Востока, когда он проник в литературу и педагогику и обрел популярность благодаря трудам мыслителей и поэтов. Суфийскую педагогическую мысль можно охарактеризовать следующими понятиями: призыв к учению, развитие ума, получение разносторонних навыков и их применение на практике, совершенствование нравственности.