Для педагогической герменевтики особый интерес представляют два вида нарративов: повествования, запечатленные в произведениях художественной литературы, и нарративы, созданные субъектом интерпретации педагогического знания. В процессе профессиональной подготовки педагога в этой связи является целесообразным специально организованное конструирование повествовательных текстов самых разных жанров, наибольшую ценность из которых для усвоения знания представляют жанры, в которых выпукло представлен личностный смысл познания.
Такими жанрами являются, в частности, письма, исповеди, автобиографии, биографии, дневники, комментарии, портретные зарисовки детей, письменные разговоры с воспитанниками, педагогические афоризмы, сценарии, конспекты уроков с пометками на полях и другие тексты-нарративы, дающие возможность вступить в диалог с собой, сочетать понимание с самопониманием, познание с переживанием знаний.
Эти жанры нарративов можно назвать жанрами жизнедеятельности, ценность и преимущество которых определяется тем, что автором такого рода текстов является непосредственно субъект понимания, который, проецируя себя и свою судьбу на предмет интерпретации, как сказал Ю. Хабермас: «стремится опознать себя в том, что он понимает».
Эти тексты также характеризуются творческим характером, стилем, значительной долей рефлексивности их создателей, присутствием в текстах такого рода как когнитивного, так и аффективного начал.
Основу творческого конструирования подобного рода текстов составляет самонаблюдение, которому герменевтика придает наиважнейшее значение. Самонаблюдение и субъективное познание очень высоко оценивал американский психолог К. Роджерс, который в частности писал: «один из важных путей познания идет через формирование внутренних гипотез, которые мы проверяем, обращаясь к внутреннему опыту». Ученый сетовал на то, что «этому типу познания уделяется мало внимания, ибо оно считается небезошибочным, не ведущим к широко признанным знаниям. Но это основной путь познания, это глубокое организменное чувствование, на базе которого мы формируем и уточняем наши сознательные представления и концепции».
По мнению психологов В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, самонаблюдению открываются собственные переживания, мысли и чувства, отношения, образы и представления, желания и волевые процессы. Записи личного характера могут отражать стремления личности разрешить какие-то внутренние конфликты, избавиться от дискомфорта, объяснить себе трудные моменты.
Подобные письменные самоотчеты фиксируют уникальный внутренний мир человека в единстве переживания, отношения, его отражения в самосознании автора. Самоотчетам свойственны определенные ошибки, одной из которых является склонность автора представлять себя перед другими в возможно более выгодном свете. Это стремление интересно само по себе с психологической точки зрения, поскольку показывает, что более всего ценится автором самоотчета в его представлении перед другими людьми.
В то же время большинству писем, автобиографий, дневников и исповедей свойственно стремление обнажать самые интимные переживания и мысли их авторов, описывать внутренние мотивы поступков в реальных жизненных ситуациях. Одним из самых ярких примеров этого может служить «Исповедь» Л.Н. Толстого.
Записи личного характера имеют уникальное значение в процессе профессионального становления педагога и в его непосредственной деятельности.
Л.Г. Антонова в своей работе «Педагогический дневник и личность учителя» придает особое значение созданию личного профессионального архива. В этой книге автор проводит анализ документальных материалов из педагогических архивов К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М.А. Рыбниковой, А.С. Макаренко и других известных педагогов, которые ведение личных записей считали неоценимыми для понимания и интерпретации жизненного педагогического контекста, самопознания и рефлексирования.
В свое время еще В.А. Сухомлинский называл работу над педагогическим дневником самыми счастливыми минутами своей педагогической деятельности, «минутами сладостных раздумий и свободной мысли». Характерной особенностью записей личного характера является то, что в них наиболее ярко проявляется мировоззрение, индивидуальный стиль деятельности и педагогический почерк педагога.
С учетом того, что личность может существовать только в условиях «внутренней и внешней гармонизации», очень важным является обеспечение такой практики бытования личности, при которой она вступает в диалог, получив возможность реализовать свое индивидуальное намерение в форме яркого самостоятельного суждения. М.М. Бахтин придавал особое значение «желанию к распространению мыслей в мире», то есть особой мотивационной готовности, которая является необходимым условием диалога личности с другой личностью.