Логическое мышление современного человека, состоящее в умении пользоваться операциями и законами логики, приобретается вместе с «децентрацией», то есть освобождением рассуждения субъекта познания от власти образа. Логический вывод делается безотносительно к действительным вещам и ситуациям, только как результат формальных операций с абстракциями. В операциональном мышлении происходит отделение формы от содержания.
С процессом интерпретации тесно связан язык как универсальное средство выражения мысли. При логико-гносеологическом подходе к пониманию система знания исследуется с точки зрения ее формальной структуры, поэтому такого рода истолкование текстов соотносится с синтаксическим анализом.
Благодаря системе обобщенных значений языка субъект интерпретации имеет возможность, опираясь на слова как средство абстракции и обобщения, делать логические выводы, не обращаясь каждый раз к данным непосредственного, чувственного опыта. Частные объявления помогут вам найти репетитора для вашего ребенка, который поможет ему развиваться.
В данном случае обнаруживаются как достоинства, так и ограничения языка: оперирование обобщенными значениями языка вынуждает обращаться к однозначным терминам, избегая многозначности образных, эмоционально окрашенных языковых выражений, что влечет за собой ослабление субъективно-личностного начала интерпретации. Такого рода постижение знания осуществляется на основе силлогизма – аппарата логического мышления, позволяющего делать вывод только из данной системы логических связей, не опираясь на дополнительные материалы наглядного опыта.
В типичном силлогизме имеются две посылки, которые связаны между собой не только прямой последовательностью, но гораздо более глубокими логическими отношениями. В наиболее простой форме силлогизма первая (большая) посылка заключает в себе известное суждение, имеющее всеобщий характер. Вторая (малая) посылка указывает, что данный объект относится именно к той категории, которая была сформулирована в большой посылке.
В результате этого формулируется вывод, который делается на основании общего правила, что закономерности, которые справедливы по отношению ко всей категории объектов, должны распространяться на все объекты, относящиеся к этой категории. Силлогизм как аппарат логического мышления позволяет делать вывод только из данной системы логических связей без опоры на дополнительные данные наглядного опыта.
Логические матрицы позволяют получить новые знания с помощью языка рациональным путем из систем обобщений на основе анализа логических фигур типа «целое – часть», «род – вид», отношений «причины и следствия», «следствия и причины» и т.д.
Для успешного осуществления операции логического вывода по А.Р. Лурии необходимо наличие трех условий:
1) положение, выраженное в большой посылке, должно действительно иметь всеобщий характер и не допускать исключений;
2) субъект должен испытывать полное доверие к большой посылке и не сопоставлять его с личным опытом;
3) обе посылки должны замыкаться в единую логическую систему.
При интерпретации педагогической реальности и знаний о ней данные условия могут быть выдержаны с большим трудом в силу уникальности педагогических явлений и субъективного характера педагогической деятельности.
Важно подчеркнуть, что понимание педагогической действительности на основе силлогического мышления чревато формализмом и не застраховано от ошибок. Очень часто силлогизмы в педагогике не действуют. Между тем педагогическая наука идет по пути отвлеченного и обобщенного отражения мира в терминах.
Между тем накопление, систематизация, инвентаризация педагогического опыта, воплощенного в знании и оформленного в языке, закономерно идет по пути обобщения значений, отвлеченного т обобщенного отражения мира в терминах. Тенденция к обобщению (по А.Р. Лурии, «эмансипация слова от практики»), являясь по большому счету благом, имеет и негативные последствия: обобщение иногда препятствует пониманию знания, его приложению к условиям конкретной педагогической ситуации.
Таким образом, технологический подход к анализу деятельности, на сегодняшний день более развитый и более проработанный в теоретическом и операциональном планах. А также способствует достижению понимания на уровне объяснения и усвоению понятий как формы существования предмета в процессе мышления. Обобщенно данный подход имеет следующие характеристики:
— целью интерпретации как познания и объяснения является выявление объективного значения педагогического знания;
— содержание интерпретации как объяснения основано на формировании познавательной деятельности субъекта интерпретации;
— методологической основой логико-гносеологической интерпретации традиционно является системно-структурный подход;
— преобладающим методом является анализ;
— ведущей моделью объяснения является номологическая модель, отражающая каузальные связи и законы;
— ориентиром интерпретации как объяснения выступает целеполагание;
— содержательная база это система научных педагогических парадигм;
— языковая база это понятийно-терминологический аппарат педагогической науки;
— преобладающим стилем мышления является рациональная логика;
— главный способ упорядочения знания это парадигмальный;
— вектор познания направлен от субъекта интерпретации к интерпретируемому знанию;
— в центре познания находятся повторяющиеся, типичные, общие проявления (законы).