Становление разносторонне развитой, яркой, самодостаточной, творчески активной личности — ведущая задача образования, решение которой начинается с раннего детства. Особенно важно стимулировать природную любознательность и познавательную активность дошкольника новыми увлекательными видами художественной деятельности. Создание оригинальных композиций в нетрадиционной технике рисования в старшей группе является эффективным средством самовыражения, расширяет границы творческой фантазии, пробуждает вкус к художественной импровизации, развивает и тренирует ручные умения, проявляет чувство формы, цвета.
Нетрадиционные способы рисования привлекают детей художественной эффектностью и непредсказуемостью результата, необычной техникой исполнения, не требующей особых ручных навыков и способностей, а больше напоминающей игру, которая помогает раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.
СодержаниеСвернуть
Значение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования
Значение альтернативных техник рисования:
- помогают преодолеть страхи и комплекс неуверенности;
- развивают пространственное мышление и чувство цвета, формы, фактурности;
- создают условия для свободного выражения индивидуальности детей;
- знакомят детей со свойствами различных материалов;
- прививают вкус к нестандартному мышлению и творческим поискам;
- совершенствуют мелкую моторику;
- позволяют испытать чувство радости и эмоционального удовлетворения.
Нетрадиционные техники рождают особую атмосферу, они окрыляют и вдохновляют. Кроме того, в сочетании с традиционными техниками, которые чрезвычайно важны, они дают ощущение новизны и являются импульсом к развитию инициативности, самостоятельности, стимулируют изобретательность и заинтересованность изобразительной деятельностью.
Техники нетрадиционного рисования
1. Вертикальный тычок гуашью с помощью жёсткой полусухой кисти без использования воды для получения визуального эффекта фактурности (пушистость, объёмность, рельефность). Гуашь должна быть густой. Дети старшего возраста самостоятельно рисуют контуры изображения (цветок, дерево, силуэт животного). Пояснения для детей можно проводить в форме стихотворного упражнения-разминки.
Кисточку возьмём вот так:
Это трудно? Нет, пустяк. (Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части)Вверх-вниз, вправо-влево
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнём
И опять стучать начнём.
Мы рисуем: раз, раз…
Все получится у нас! (Кисточку ставить вертикально. Сделать несколько тычков без краски.)
Работы в технике вертикального тычка (фотогалерея)
2. Пальчиковая живопись — первоначально дети осваивают технические приёмы точки, мазка и спирали, затем, развивая чувство цвета, ритма и пространственной композиции, обучаются смешивать цвета и добиваться нужного колористического исполнения. Старшие дошкольники свободно владеют техникой и самостоятельно определяются с выбором темы для рисования, используя приёмы пальчикового рисунка и комбинируя их с приёмами мазка, смешивания красок в сюжете.
3. Ладошковая живопись — основана на отпечатках детских ладошек. С пяти лет дети наносят краску на ладошку кистью самостоятельно, в более раннем возрасте просто обмакивают ладошку в краску, для чего используются широкие блюдечки.
Рисунки ладошками (фотогалерея)
4. Рисование ластиком по штриховке, выполненной простым карандашом — помогает закрепить навыки горизонтальной штриховки и развивает мелкую моторику, готовит руку к письму. Дети зарисовывают лист бумаги простым карандашом, потом с помощью ластика «прорисовывают» изображения.
5. Монотипия предметная и пейзажная — способ зеркального симметричного переноса изображения с одной части сложенного пополам листа на другую его часть (отражение в воде, бабочка, цветок).
Монотипия (фотогалерея)
6. Набрызг — краска набирается на широкую кисть или щётку, затем стряхивается на бумагу с помощью тонкой палочки, например, зубочистки. Таким образом, получается эффект разлетевшихся капель.
7. Рисунок без красок на фольге способом продавливания рельефного контура — разновидность нетрадиционной техники, которая позволяет создавать интересные и необычные поделки в стиле «металлических» картин и декоративных панно для дизайна интерьера.
8. Рисунок мятой бумагой — нанесение изображения с помощью бумажного шарика, смятого из кусочка бумаги.
9. Рисунок по мятой бумаге — интересный способ получения объёмного изображения по изгибам предварительно смятого, а затем слегка разглаженного листа бумаги.
10. Рисунок по мокрой бумаге — размытое, туманное изображение с эффектом расфокусировки, которое наносится на предварительно смоченный лист бумаги.
Виды рисунка по мокрой бумаге:
- Лист смачивается чистой водой, затем кистью рисует изображение. Для прорисовки деталей нужно подождать пока рисунок подсохнет, набрать краску и густым мазком с помощью кисти дополнить картину.
- Ребёнок закрашивает фон, рисует изображение предмета или природы, городского пейзажа, затем лист размещают вертикально, получая эффект стекающей краски, после чего возвращает лист в горизонтальное положение и проводит по влажной поверхности расчёской, остающиеся следы напоминают капли дождя.
11. Рисование с использованием каменной соли, манки, цветного песка.
- Первый вариант — для получения эффекта мелких точечек или пятнышек. На влажное изображение наносится соль или манка, которые впитывают краску, создавая необычную фактуру.
- Второй способ — на основу наносится клей в виде очертаний предмета или причудливого узора, присыпается манкой или солью, остаток материала стряхивается. Получившееся объёмное изображение можно разрисовать красками.
- Третий вариант — с помощью цветного песка создаются интересные поделки способом заполнения силуэта, предварительно смазанного клеем.
12. Рисование солью, манкой или песком — сыпучий материал насыпается в специальный поднос и дети самостоятельно изобретают сюжетные рисунки, прорисовывая изображение пальцами или ладошками. Психологи убеждены, что манипуляции с сыпучим материалом являются прекрасным психотерапевтическим средством, снимающим напряжение и избавляющим от стрессового состояния. Кроме того, такой материал, как соль, обладает ещё и лечебно-профилактическим и дезинфицирующим эффектом.
13. Кляксография — выдувание капелек краски через соломинку и создание случайного эффекта цветовых переливов.
Стволы деревьев создаются способом кляксографии
14. Ниткография — можно использовать нити, смоченные краской, которые выкладываются между листами бумаги, прижимаются и вытягиваются за кончик, оставляя при этом цветовые разводы, на основе которых создаётся изображение.
15. Проступающий рисунок — изображение рисуется восковыми мелками на белой бумаге, затем закрашивается верхним слоем акварели одного или нескольких цветовых оттенков («Осенняя листва», «Праздничный салют», «Зимняя фантазия»).
16. Пуантилизм (точечная живопись) — рисование точками, точечными мазками с помощью пальцев, ватных тампонов, ватных палочек, карандашей с ластиком на конце или кисти. Отличительной чертой техники пуантилизма является интересная особенность, которая состоит в том, что рисунок проявляется при рассмотрении с дальнего расстояния, при восприятии с близкой дистанции изображение превращается в хаотическое смешение разноцветных точек. Например, изображение ствола дерева может передаваться сочетанием красных, жёлтых, зелёных точек, издалека разноцветные мазки сольются в коричневый цвет.
17. Батик — старинная творческая техника росписи по ткани. Рисование видов природы, весенних цветов на необычной основе увлечёт детей, пробудит воображение, принесёт радость и восторг. Особенно привлекает детей в этой технике то, что краска будто плывёт по ткани, образуя причудливые формы. Со старшими дошкольниками можно использовать как метод свободной росписи, так и полноценную роспись по ткани, для чего кроме красок и кистей понадобится дополнительный инструментарий, например, рамка (пяльцы) для закрепления и натяжения ткани.
Желательно познакомить детей с фактурой ткани, дать возможность подержать материал в руках, познакомиться со свойствами, внимательно рассмотреть рисунок. Затем можно предложить пофантазировать на темы собственных сюжетов, обсудить варианты будущих творческих работ. Целесообразно проводить занятие в подгруппах по десять человек, что позволит проследить за работой каждого ребёнка, а при необходимости подсказать и помочь.
Свободная роспись выполняется двумя способами:
- Поверхность ткани увлажняется с помощью смоченной в воде чистой кисти, а затем сразу наносится слой краски, который растекается, образуя декоративные узоры.
- Краска наносится мазками на сухую поверхность.
18. Диатипия — на картон наносится плотный слой краски какого-либо цвета, на него накладывается лист бумаги (белой или цветной), на поверхности которого рисуется изображение с помощью карандаша или палочки, на обратной стороне получится зеркальное отображение.
Для получения необходимого результата важно соблюдать некоторые технические правила: лист бумаги, на который наносятся очертания, не должен сдвигаться с картона и на него не следует сильно надавливать в процессе рисования. На начальном этапе следует работать с одним цветом, затем цветовой диапазон можно постепенно расширять.
19. Граттаж (в буквальном переводе с французского означает скрести, царапать) – процарапывание очертаний рисунка по поверхности, загрунтованной воском или красками. Старшие дошкольники подготовительный этап воспринимают с большим интересом и удовольствием. Самый простой способ предполагает нанесение первого слоя с помощью восковых мелков или восковой свечи, которыми равномерно закрашивается бумага, затем с помощью широкой кисти или кусочка поролона накладывается второй густой слой тёмной гуаши или туши с добавлением мыльного раствора.
Когда бумага полностью высохнет, можно приступать к творческой части процесса создания необычного изображения, используя заострённые палочки (зубочистки или пластиковые вилки).
Возможен вариант использования как основы листа картона или плотной бумаги с цветным рисунком.
Нетрадиционное рисование
«Зимняя сказка» — многослойные шедевры в технике набрызг
Материалы: бумага, зубная щётка, расчёска, краски.
Инструкция:
- Воспитатель вырезает шаблоны с силуэтами деревьев, сугробов из плотной обложки (можно будет использовать многократно) или бумаги.
- Выложить первый силуэт меньшего размера и способом набрызга нанести слабый по интенсивности слой.
- Приложить второй силуэт и нанести второй слой краски, который будет более насыщенным.
- На третий силуэт сделать самый тёмный слой набрызга краски.
- Можно разнообразить композицию, используя другие шаблоны деревьев аналогичным способом.
«Первые весенние цветы» — коллективный рисунок в технике батик
Инструкция:
- Предварительно дети наносят эскиз рисунка простым карандашом. По контуру цветов наносится тонкий слой клея ПВА, затем необходимо дождаться полного высыхания клея.
- Каждый ребёнок заполняет цветной чертёжной тушью свой фрагмент картины. Используя ватные палочки и шприц без иглы.
«Матрёшки» — разукрашивание методом тычка и монотипии
Материалы: силуэты матрёшек размером со стандартный лист, краски, мелки, ватные палочки.
Последовательность работы:
- Восковыми мелками нарисовать волосы, черты лица матрёшки.
- Силуэт матрёшки сложить пополам, развернуть. На одну половинку фартучка нанести разноцветные пятна краски, вновь сложить пополам, таким образом, изображение отпечатается на другую половину и получится необычный узор.
- Раскрасить платочек красками, когда краска подсохнет, ватными палочками методом тычка нанести точечки (горошинки) и таким же образом нарисовать бусы.
«Цветы для мамы» — рисунок в технике «холодный батик»
Воспитатель натягивает ткань на пяльцы, карандашом обводит шаблон цветка. На контур цветка нанести клей ПВА для того, чтобы краска не затекала за очертания цветка.
- Дети зарисовывают цветок гуашью или акварельными красками, предварительно немного увлажняя ткань чистой мокрой кистью. Воспитатель показывает и объясняет, как в палитре смешивать цвета, чтобы получить нужный оттенок.
- Когда основной рисунок подсохнет, дети прорисовывают детали (прожилки на листочках, тычинки), наносят на цветы блёстки. Готовую работу с изнаночной стороны нужно проутюжить через марлю.
«Вечерний город» — графические творения в технике граттаж
Материал: гуашь, зубочистки, кисти, картинки с изображением зимней городской улицы.
Подготовительный этап: альбомный лист натереть свечой, затем нанести плотный равномерный слой чёрной туши или гуаши, смешанной с жидким мылом.
Последовательность работы:
Дети палочками процарапывают тёмную поверхность, прорисовывая силуэты домов, деревьев, луну и звёзды.
«Зимний город» — рисунок в технике граттаж
Материал: картон для основы, восковые мелки, краски, свечка, широкая кисточка или поролон, тушь или гуашь, заострённые палочки для процарапывания.
Инструкция:
- Закрасить бумагу цветными мелками, гуашью или акварелью.
- Всю поверхность листа аккуратно и равномерно покрыть вторым слоем воска или парафина с помощью свечи.
- Поверх воскового слоя с помощью широкой кисти или кусочка поролона нанести двойной плотный слой чёрной туши или гуаши с добавлением мыльного раствора.
- Дождаться полного высыхания и приступить к процарапыванию изображения.
- Жёлтой краской нарисовать свет в окнах. Дополнить изображение, нарисовав пушистый снег методом тычка (сухую жёсткую кисть обмакнуть в белую краску и вертикальным движением оставить след на картине).
«Осенний лес» — произведение в технике монотипии
Инструкция:
- Чистый альбомный лист сложить вдоль пополам. В верхней части листа нарисовать деревья в осенних цветовых оттенках.
- Затем смочить губкой нижнюю часть листа и сложить пополам, получится размытое симметричное отображение, создающее иллюзию отображения в воде.
«Первый снег» — рисунок на мятой бумаге
Инструкция:
- На альбомный лист с помощью толстой кисти нанести фон, смешивая акварельные краски.
- После закрашивания акварелью смять лист в бумажный комок.
- Развернуть и расправить, получился неравномерный по цветовому насыщению оригинальный фон с эффектом пробивающихся солнечных лучей.
- Тонкой кистью нарисовать контуры стволов и веток деревьев.
- С помощью гуаши можно добавить первый снег.
- Вот такая интересная работа получается в итоге.
«Дерево» — рисунок мятой бумагой
Инструкция:
- Простым карандашом нарисовать эскиз дерева.
- С помощью кисточки прорисовать ствол и ветки дерева.
- Несколько листов бумаги смять в комочки, развернуть и снова смять.
- Обмакнуть комочки в краску и прижать к рисунку, оставляя цветной отпечаток в виде кроны дерева.
- Добавить другой цвет (начать следует с более светлого оттенка).
- Аналогичным образом сделать траву.
«Цветы в вазе» — ниткография
Инструкция:
- Нитки или мягкую пряжу (20–25 сантиметров) пропитать разведённой акварелью или гуашью и в виде петли разложить на белый альбомный лист бумаги. Можно использовать две петельки.
- Прикрыть вторым листом бумаги, оставляя кончики ниток за пределами бумаги.
- Верхний лист придерживать рукой и поочерёдно вытягивать нити за кончики. Каждый раз в зависимости от способа вытягивания нитей у ребёнка будет получаться разный результат, таким образом, творческий процесс превращается в увлекательное экспериментирование.
- Получившиеся цветные разводы можно вырезать в форме лепестков и составить из них цветочную композицию.
«Осенний коврик» — восковая свеча с использованием листьев
Материалы: тонкий лист бумаги, настоящие невысушенные листья, свечу, кисть и краски.
Последовательность работы:
- Накрыть листок с рельефными прожилками бумагой и провести по нему свечой, затем тонировать всю поверхность краской, проявляя контуры листка.
- Можно комбинировать несколько листиков различной формы и экспериментировать с цветом.
- Можно использовать мелки, повторяя аналогичный алгоритм действий.
- Осенние листья покрыть слоем краски и сделать отпечаток на листе бумаги.
«Осеннее дерево» — пальчиковые краски с элементами аппликации
Инструкция:
- Вырезать силуэт ствола и веток дерева по шаблону, приклеить к основе.
- Различные пробки окунать в краску и наносить пастозный отпечаток, изображая крону осеннего дерева.
- Вот так выглядит готовая работа.
«Ветка сакуры» — комбинированный рисунок с элементами техники кляксографии
Инструкция:
- Обмакнуть кисть в разведённую краску и брызнуть на основу, стоит учитывать, что густая краска тяжелее выдувается.
- Через трубочку выдувать капли, превращая их в кляксы.
Схема и пример конспекта занятия
В старшей группе стандартным перспективным планированием предусмотрено проведение одного занятия по рисованию в неделю. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20–25 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5 минут для релаксации и профилактики умственной и физической усталости детей.
Схема занятия:
1. Организационная часть — включает познавательный рассказ, развивающую беседу или игровую ситуацию мотивирующего характера, которая сопровождается демонстрацией наглядного материала, чтением стихов и загадок, прослушиванием фрагмента музыкального или литературного произведения Вводная часть занятия стимулирует творческую активность детей и настраивает на осознанную работу (приблизительно 3–5 минут).
Пример организационной части занятия по теме «Русская народная игрушка» (автор Татьяна Изъюрова)
На стол выставляются разные матрёшки. — Дети, вы знаете, как называются эти игрушки? Правильно это матрёшки. — Эти деревянные игрушки произошли тоже с давних времён и сделаны русскими народными мастерами. — Мы тоже с вами уже познакомились с некоторыми глиняными игрушками, у которых есть своё название. — Назовите, какие вы знаете глиняные игрушки (дымковские, филимоновские.). — У каждой матрёшки есть тоже своё название. Одни матрёшки Семёновские и их делают близ города Семёнова, другие матрёшки делают в Сергиевом Посаде и называют Сергиевские матрёшки. Другой вид матрёшек делают в Полх-Майдане и называют Полх-Майдановские матрёшки. — Ребята, посмотрите, какие это удивительные игрушки. На матрёшках нарисованы и фартучки, и косыночки, и красивые узоры. — Теперь сравним две народные игрушки — дымковскую игрушку и матрёшку. Одинаковые ли узоры на них нарисованы? (Нет) — Чем они отличаются? (Дети находят отличия: на дымковской игрушке — колечки, круги, точки, круги, линии, чёрточки; на матрёшке — цветы, листья, завитки, ягоды.) — Но всё-таки все матрёшки разные. Они расписаны крупными, яркими цветами с отчётливым чёрным контуром. — Художники разукрашивали розовыми, красными, жёлтыми, фиолетовыми, голубыми и зелёными красками. — Матрёшки покрыты прозрачным лаком. Эти разноцветные узоры делают их очень нарядными. — А теперь я предлагаю ненадолго вам стать художниками-мастерами и разукрасить своими узорами вот этих матрёшек (силуэты). |
2. Практическая часть — воспитатель поясняет и показывает способ технического исполнения задания (3–5 минут). Особенностью занятий с использованием нетрадиционных техник является то, что старшим дошкольникам предоставляется больше свободы в процессе рисования, чем на занятиях, построенных на изучении классических способов создания изображения, у каждого ребёнка получится свой неповторимы результат. Таким образом, демонстрация образца, подготовленного воспитателем, не должна использоваться для копирования, а только для формирования правильного понимания задания или его уточнения.
Пример практической части занятия с использованием техники рисования по мокрому листу «Волшебная страна — подводное царство» (автор Тимошина Р. Н.)
– А что же это такое рисование «по мокрому листу»? Давайте с вами вспомним. Главным инструментом сегодня станет губка — небольшая, поролоновая. Мы смочим ею наш лист. Смачивается лист бумаги быстрым движением (показ воспитателя). Работу выполнять надо быстро, лёгким движением, рука движется свободно. А потом уже «по мокрому листу» наносится краска. Кисточка не касается листа, краска красиво ложится, образуя волшебные переливы. Вспомнили, ребята? Итак, если мы с вами захотели почувствовать волшебство, то и рисование наше сегодня пусть будет волшебным, удивительным, сказочным. — Посмотрите, как я буду рисовать море. Губкой смачиваю лист слева направо быстрыми движениями. Широкой кисточкой провожу линию сверху листа, и краска стекает вниз. Вы тоже проведёте полоску и поднимите листочек вертикально, чтобы у вас краска тоже стекала. Чуть-чуть подсохнет краска, и будем рисовать обитателей подводного царства уже тонкой кисточкой. Рисуем водоросли, песчаное дно и всех обитателей волшебной морской страны. Если вы хотите, то вы можете изобразить в своём рисунке и сказочный дворец «золотой» рыбки. |
3. Самостоятельная работа детей (15–20 минут).
4. Заключительная часть — подводятся итоги, рассматриваются работы, дети делятся впечатлениями и учатся высказывать своё мнение о работах своих товарищей, а также о приобретённом художественном опыте (3 минуты).
Конспект занятия «Первобытные рисунки» в рамках краткосрочного проекта «Угольные карандаши» (Автор Татьяна Семеняко)
Проблема: Кто придумал рисовать углем? Что можно нарисовать угольным карандашом? Игровая мотивация: Путешествие на машине времени Цель: Эксперимент: выполнение рисунка углем и определение его изобразительно-выразительных возможностей. Задачи:
Материалы: Познавательный рассказ. 3. Самостоятельная работа детей. 4. Заключительная часть. |
Видео: Рисование по ткани в старшей группе
Комбинированное использование традиционных и нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду поможет ребёнку овладеть методами творческого самовыражения, откроет новый радостный мир необычных художественных техник, привьёт вкус к исследовательской деятельности, обогатит словарный запас. На таких занятиях педагог демонстрирует только способ действий, образец не является непререкаемым эталоном для подражания, что создаёт благоприятные условия для развития самостоятельности, инициативности, воображения, способствует раскрытию индивидуальности каждого ребёнка.