Ощущение времени является основополагающим в мировоззрении человека. Для кого-то время стремительно и незаметно пролетает, а для кого-то тянется очень медленно. Загадка парадоксального явления непостоянства времени заключается в психологических особенностях каждой конкретной личности.

В психологии возникло понятие психологический возраст, согласно которому определяется субъективное отношение индивида к своим возрастным ощущениям.

Официальная педагогика, которая основана на возрастной психологии, долгое время не признавала существование психологического возраста. Тем не менее, в разное время признавалось существование способностей у детей, не соответствующих их физиологическому возрасту. Такое выражение как «не по годам умен» употреблялось в отношении детей-акселератов, а сейчас употребляется в отношении так называемых детей-индиго.

Многие дети-индиго по своим ощущениям воспринимают собственный возраст совсем не так, как окружающие. Они считают, что достигли зрелого возраста, достаточного для принятия серьезных решений на основании полученных знаний и опыте.

Обретение определенного физиологического возраста является лишь частью развития, за которой должен последовать психологический переход на новый этап, новый уровень отношений к самому себе, собственному статусу и окружению. Не у всех этот переход происходит своевременно, у многих психологический возраст опережает или отстает от физиологического возраста.

Ф. Т. Михайлов утверждает, что сущность человека заключается не в том, что он представляет собой в настоящее время, а в извечном его неравенстве самому себе, в постоянной необходимости соотносить себя с объективными обстоятельствами и условиями взаимодействия с другими людьми. Сущность человека заключается также в необходимости отнестись к себе, представлять себя не только таким, каким был в прошлом или каким видишь себя в настоящем, но и таким, каким можешь и должен стать в будущем: уже добившимся своей цели, завершившим свое дело, изменившим условия и обстоятельства, то есть изменившимся.

Иными словами, человек как бы представляет себя, собственное Я, сразу в трех временных измерениях — в прошлом, настоящем и будущем. Проецируя собственное сознание сразу в трех измерениях, человек получает полную картину ощущений собственного психологического возраста.

Нарушение человеком «тождества самому себе» определено самим типом жизнедеятельности человека. Его самосознание связано с противоречиями внешних объективных и субъективных оценок окружающих его людей.

Е. И. Головаха и А. А. Кроник попытались определить основные характеристики психологического возраста как феномена самосознания.

Прежде всего, это характеристика человека как индивидуальности измеряется она в его собственной «внутренней системе отсчета». Для определения психологического возраста личности необходимо знать ее собственные особенности психологического времени.

Понятие возраста является производным от понятия времени и не может быть определено без понимания того, о каком времени идет речь и что выступает единицей измерения этого времени. Психологический возраст личности определяется авторами как мера психологического прошлого личности, его личного психологического опыта.

Единицами измерения психологического возраста могут быть самые разные показатели. Для многих этапами жизни могут служить существующие в обществе социальные представления о том, на какие этапы должна делиться жизнь — детство, отрочество, юность, зрелость.

При таком разделении, как считает Т. Н. Березина, человек также опирается на социально заданные внешние ориентиры, преимущественно деятельного характера, такие как детство до школы, школа, армия, поступление в техникум или вуз, работа после вуза.

Для некоторых определяющими этапами жизненного пути являются события социальной, эмоциональной жизни, такие как встреча со значимыми людьми, расставание, дружба, брак, рождение детей. Для кого-то жизнь делится на этапы, связанные с личностными достижениями или переездом в другую местность. Кто-то вообще никак не разделяет свою жизнь.

Второй характерной особенностью психологического возраста является то, что он принципиально обратим. То есть человек не только стареет в психологическом времени, но может и молодеть в нем за счет увеличения психологического будущего или уменьшения прошлого.

Третья особенность заключается в многомерности психологического возраста. Он может совершенно не совпадать в различных сферах жизнедеятельности. Например, при ощущении полной реализации собственных планов в семейной жизни, человек одновременно может ощущать свою нереализованность в профессиональной сфере.