В своем аналитическом обзоре по проблеме саморазвития личности Н.Р. Битянова рассматривает научные труды, выполненные на основе казуометрического психолого-биографического анализа, источником которого стала причинно-целевая концепция психологического времени.

Психологи А. Шмелев, А. Пажитнов, Б. Левин, Н. Можаров и Г. Мошков посвятили свои работы специальным исследованиям личности и ее жизненного пути, используя психологическую реконструкцию системы причинных и целевых связей между жизненными событиями, свойственными личности и значимыми для нее людьми.

Согласно концепции Н.Р. Битяновой, эти связи, отражаясь в сознании человека, образуют многослойную, субъективную картину жизни, которая выполняет функцию долговременной регуляции и согласования жизненных замыслов и поступков человека с замыслами и поступками других людей. Л.С. Выготский в свое время обозначил этот способ как биографический.

Методы моделирования жизненного пути, по мнению ученых, являются сами по себе серьезным стимулом личностного роста и саморазвития личности. Психология личности, как утверждал С.Л. Рубинштейн, постепенно превращается в психологию жизненного пути. А И.О. Кон подчеркивал, что изучение жизненного пути является одной из ключевых проблем современного человекознания.

Таким образом, в аспекте герменевтики становление и развитие личности определяется становлением ее смысловых образований. В. Франкл в своей работе «Человек в поисках смысла» утверждал, что для человека очень важным является занятие им позиции «над смыслом». Личность в поисках различных смыслов в состоянии самоотстраненности находит единственно правильный для себя смысл.

Саморазвитие личности происходит по мере осуществления смысла и сопровождается принятием определенных решений. Постижение личностью смысла, по мнению В. Франкла, происходит на более высокой стадии ее развития, чем присвоение уже известных готовых смыслов и значений.

Рассматривая процесс становления педагога, профессионального и личностного, следует осознать логику движения, обусловленную личностными смыслами. В процессе профессионального саморазвития формируется отношение субъекта к самому себе, к определенным событиям прошлого, настоящего и будущего. Как развивающая система личность, рефлексивно оценивая свой уникальный жизненный опыт, изменяется качественно в соответствии с компонентами этого опыта.

В современной психологии такими исследователями, как Р.Н. Никотин, Т.Е. Снегирева и Х. Томах активно обсуждается вопрос о статусе понятия «субъективный жизненный опыт».

К структурным составляющим личностного опыта, по мнению Л.И. Анцыферовой относятся следующие компоненты.

1. Индивидуальная модель мира, которая репрезентирует активность личности в обобщенном отражении мира.

2. Мировоззрение личности, содержащее целостное отношение к миру.

3. Жизненная позиция, которая фиксирует процессы самоопределения личности.

4. Образ жизни, который является формой хранения в социальном опыте личности ее стиля самоорганизации жизни.

Проблема профессионального становления педагога с точки зрения герменевтики заставляет обратить внимание на теорию витагенного обучения А.С. Белкина, в соответствии с которой полноценное развитие индивидуальности возможно только на основе актуализации всей полноты жизненного опыта человечества, его отдельных групп и конкретных людей.

Витагенный и голографический подходы в образовании соотносятся непосредственно с реализацией герменевтического метапринципа в образовании, поскольку предусматривают ценностное отношение к знанию, обеспечение объемности восприятия и понимания опыта человеческой культуры на основе доверия к жизни.

Профессиональное саморазвитие личности может быть успешным только на основе многоракурсного рефлексирования над собственным жизненным опытом в контексте личностного времени, рассматриваемого в перспективе и в ретроспективе. Поэтому герменевтика обращается к исследованию текстов-нарративов и их конструированию как к ценнейшим методам осмысления накопленного общекультурного и педагогического опыта и выработки педагогического знания личностных смыслов.

Важным обстоятельством является то, что педагогические и любые другие гуманитарные тексты предельно насыщены смыслами. Как говорил В.А. Шкуратов: «их ученость вибрирует между исповедальностью и концептуальностью».

В нарративах также заложена система вариативности смысла, которая была разработана в комментаторских традициях религиозных школ. В качестве примера можно упомянуть учения Филона Александрийского о буквальном, аллегорическом, историческом и священном смыслах писаний.