Прежде чем приступить к описанию педагогических взглядов святителя Тихона необходимо сделать некоторое историческое отступление для того, чтобы понять в каких условиях он жил и творил.
На российскую педагогику 18 века значительное влияние оказало вступление на престол Елизаветы II, которое стало переходным этапом между влиянием немецкой культуры и французской. Европейская мода и европейские взгляды в России в ту пору стали ассоциироваться в большей степени именно с Францией.
Связано это было с тем, что Франция того времени была на слуху у всей Европы, то была эпоха буржуазных революций и зарождения передовых идеологий. Французские деятели науки и просвещения пользовались огромным авторитетом во всех европейских государствах. В свою очередь это нашло свое законное отражение и в системе образования, которая во все времена находилась под чутким контролем правительства.
Возглавляли эту систему в те годы два университета – академический в Петербурге и Московский. Петербургский, по мнению М.В. Ломоносова, был вообще мало похож на университет, представляя собой некую полувоенную академию, в которую набирались студенты из других учебных заведений, а обучение велось с применением физического наказания розгами. В этом университете студенты были не в состоянии не только изучить науки, но и, напротив, можно было позабыть все добропорядочные манеры, которые они приобрели дома.
На низшей ступени иерархии системы образования находились казенные и частные учебные заведения, в которых применялась в основном одинаковая образовательная программа и очень похожие педагогические методы. Влияние французской культуры отразилось в том, что ученикам строго-настрого запрещали разговаривать на русском языке, общение и преподавание допускалось исключительно на французском.
Единственным выходом из сложившейся ситуации осталось домашнее обучение. В качестве педагогов нанимались гувернеры-иностранцы, в основном французы. Однако не каждая дворянская семья могла себе позволить дорогого преподавателя из Европы, поэтому под видом учителей часто нанимались малограмотные лакеи, парикмахеры, ремесленники и прочие.
Несмотря на желание Екатерины II «царствовать по мыслям деда», в 1762 году, когда она взошла на престол, система образования испытывала кризис. И ее попытки изменить сложившуюся ситуацию ни к чему хорошему не привели, фактически стало намного хуже. Об этом говорят такие факты, что в 1765 году на юридическом факультете Московского университета числился всего один студент, а спустя несколько лет такая же ситуация сложилась и на медицинском факультете. За все время царствования Екатерины II из стен университета не вышел ни один медик, поскольку не смог выдержать испытания экзаменом. Лекции в университетах читались исключительно на французском языке.
Французское влияние отразилось буквально на всем, превратившись в настоящую страсть. Столичная элита Петербурга была знакома с жизнью Парижа намного лучше самих старожилов французской столицы. Василий Осипович Ключевский выделил в обществе и литературе той эпохи две характерные особенности:
1) утрата охоты к размышлению;
2) потеря понимания окружающей действительности.
Вот как он описывал общее положение вещей того времени: «Отвлеченные идеи, общие места, громкие слова, украшавшие умы людей екатерининского времени, ни сколько не действовали на чувства; под этими украшениями сохранилась удивительная черствость, отсутствие чутья к нравственным стремлениям». Свой умственный потенциал поколение этих людей так и не использовали по назначению, их идеи «не отражаясь на воле, служили для носителей своих педагогическим развлечением, нервным моционом; смягчая ощущения, не исправляли отношений, украшая голову, не улучшали существующего порядка».