Как известно, в России уже не первый год складывается сложная обстановка в политической, экономической и духовной сферах. В свою очередь это оказывает крайне негативное воздействие на развитие педагогики и воспитание подрастающего поколения.

Перед современной педагогикой возник целый ряд проблем, касающихся основополагающих вопросов педагогики, таких как обоснование цели воспитания и обучения, формирование идеологического и культурного развития общества в современном мире высоких технологий.

Попытки применения готовых педагогических шаблонов, построенных по западному образцу, хоть и оказывают несомненное положительное влияние на общеобразовательное обучение, но в вопросах воспитания подрастающего поколения содержат множество несовместимых с традиционной отечественной педагогикой концепций.

Мало того, что в последние десятилетия общество воспитывалось в определенном идеологическом ключе, так еще и все предыдущие поколения выросли и воспитывались в многовековом традиционном православном духе, сформировавшемся в русском народе за всю его многовековую историю. Многие концепции западных методик вступают с ними в прямое противоречие и потому не могут быть приняты нашей педагогикой.

Культурное и духовное развитие подрастающего поколения в отечественной педагогике, пусть и с некоторыми идеологическими перекосами, всегда служило образцом для подражания педагогам всего мира. К.Д. Ушинский писал в своих работах о том, воспитание в русском народе существует ровно столько же веков, сколько существует сам народ.

Можно сказать, что этнические особенности стали своего рода тем нерушимым фундаментом, на котором базировалась и должна базироваться отечественная педагогика, поскольку именно вопросы воспитания и обучения в конечном итоге являются основополагающими для развития здорового во всех отношениях общества.

Большинство современных культур сформировалось под влиянием различных религиозных течений. В России под влиянием православного христианства сложилась собственная православная педагогика, в основу которой были положены основные концепции человеколюбия. Православное христианство дало невероятный расцвет человеческих культурных сил буквально во всех областях деятельности, это касается искусства, науки, социальной среды и многого другого.

Под влиянием православия в России фактически сформировался человек нового типа, внутренне целостный и гармоничный, в корне изменилось мировоззрение россиян. Сложилась даже такая поговорка: «все страны граничат друг с другом, а Россия с Богом», которая дала повод в дальнейшем всему миру заговорить о феномене широкой русской души.

В качестве яркого примера проникновения во все сферы жизни русского народа православия можно привести работы святителя Тихона Задонского. Его творения являются самыми близкими сердцу русского человека по своей простоте и доступности. Этот человек оставил после себя огромное литературное наследие, содержащее целый ряд работ, посвященных, в том числе, и педагогическим вопросам.

Тихон Задонский, по сути, создал собственную педагогическую систему, которая нашла свое признание у многих его современников и последователей, однако практического применения так и не получила. Главная причина этой ситуации заключается в том, что записки святителя практически не исследовались профессионалами в области педагогики, лишь богословы проанализировали высказывания святителя и дали им самую высокую оценку.

Книга архимандрита Иоанна Маслова «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» посвящена главным образом описанию работ святителя и в ней впервые все творения святителя Тихона были перечислены и оценены с точки зрения их влияния на духовный мир человека. Первая и единственная попытка анализа и систематизации педагогических взглядов Тихона Задонского была предпринята в 1912 году протоиереем Тихоном Донецким в его статье «Педагогические творения Святителя Тихона, Задонского Чудотворца».

Несомненно, педагогические взгляды святителя Тихона являются великим наследием прошлого, которое должно быть тщательным образом изучено современными педагогами. Многие аспекты, изложенные в его трудах, могут стать хорошей основой для создания новой теории воспитания подрастающего поколения, особенно в нашем современном бездуховном и безнравственном мире.

Новая политика правительства, направленная на возрождение института Церкви как альтернативы идеологии недавнего коммунистического прошлого, может способствовать воскрешению традиционной национальной педагогики и национальных педагогических традиций.