Все дети любят активно двигаться, бегать и играть. Через игру они познают окружающий мир, знакомятся с различными понятиями и явлениями, развивают фантазию, пространственное мышление. Командные подвижные игры учат детей действовать сообща, слаженно, выполнять правила. А также, безусловно, полезны для правильного физического развития. Больше всего дети играют в садике. Воспитатель может предложить различные командные подвижные игры для дошкольников. Помочь воспитателю наша статья организация игровой деятельности дошкольников разного возраста по ФГОС.

Командные подвижные игры для развития детей-дошкольников 3-5 лет

Дошкольники 3-5 лет обычно подражают тому, что они наблюдают не только во время игры, но и в реальной жизни. Во время физической активности малыши мало взаимодействуют с другими ребятами, а подражают поведению взрослых, зверей, птиц. Малыши младшего дошкольного возраста получают удовольствие от того, что изображают полет птиц, прыжки кроликов и порхание бабочек. Из-за их выраженного стремления к подражанию большинство активных игр, в которые играют дошкольники, имеют простой, но интересный сюжет.
Игры, предназначенные для детей 3-4 и 4-5 лет в детском садике, ориентированы на улучшение их двигательных навыков, таких как бег, прыжки и лазание.
Подвижные игры для детей дошкольников

Дождик и солнышко

Цель игры – учить детей определять свое место, знакомиться с окружающей обстановкой, оттачивать умение выполнять задания по команде педагога. В начале действия малыши рассаживаются в игровом помещении на стульях, которые считаются их «домиками». После того как преподаватель говорит: «Какой прекрасный день для прогулки!», дети поднимаются и начинают гулять – бродить по залу. Как только ведущий восклицает: «О нет, идет дождь! Поспешите домой!», им приходится спешно возвращаться на стулья и занимать свои прежние места. Затем воспитатель произносит: «Капает, капает…». Постепенно дождик прекращается, и он снова сообщает: «Идите гулять! Дождь прекратился!».

Коты и мыши

Существует немало вариаций игры в «кошек» и «мышей», суть которых в том, чтобы ловить. Поначалу роль кота играет воспитатель, когда дети привыкнут, котом может быть кто-то из них.
Кот сидит на стуле в середине помещения. Остальные ребятишки – мыши. Вдоль стены находятся их норки – стульчики. Как только кот засыпает, мыши выбегают из укрытий и начинают просто носиться по залу или водить хороводы вокруг кота. Кот резко открывает глаза и начинает ловить мышей. Их задача – успеть спрятаться в норках. Если коту удается поймать одну из мышек, то в следующий раз она становится котом.

Воробушки и кот

Игра похожа на предыдущую, но вместо мышек – воробушки. Интереснее играть на улице в теплый день.
В этом занятии дети учатся легко прыгать, мчаться, ускользать от ведущего, убегать и определять свое место. Сначала на земле намечаются кружки – «гнезда». Малыши – «воробьи» находятся в своих «гнездышках» на одной половине игрового поля. На противоположной стороне территории располагается «кошка». Как только «кошка» заснет (закроет глаза), «воробьи» стремятся на улицу, скачут по площадке, ищут жучков и семечки. Когда кошка открывает глаза, она говорит «мяу!» и устремляется за птичками в погоню, заставляя тех вернуться в гнездышки для безопасности.

Волки и овцы

Суть этой игры также в том, что «хищник» ловит «добычу». Но правила несколько сложнее.
Из большой группы случайным образом определяются девять овечек и три волка. Остальные дети создают круг, соединив руки, – это ограждение. Овечки располагаются внутри такого загончика, а волки остаются за его пределами. Вместо травы педагог разбрасывает по периметру снаружи загона кусочки зеленой бумаги. Задача заключается в том, чтобы все овцы вышли из своего загона и смогли вернуться назад, при этом собрав всю «траву» и не попавшись волкам. Если волк хватает одну из овец, она покидает игру. Дети могут меняться ролями между волками и овцами столько раз, сколько захотят, пока все листики не будут подобраны или все овечки не будут схвачены.

Цепочка

Игра для открытой площадки. Воспитатель озвучивает пределы территории, где будет происходить действие. Выбирается один ведущий. Его задача – ловить остальных детей, которые, соответственно, разбегаются по территории. Как только он ловит кого-то, они берутся за руки и уже вдвоем ловят остальных. Каждый пойманный игрок берет за руку предыдущего, в результате цепочка растет. Если игроков много, то после четырех человек можно разделить цепочку на две, так будет еще сложнее убегать оставшимся.
Подвижные игры для детей дошкольников

Прятки наоборот

Интересная вариация на тему любимых всеми детьми пряток. Играть можно как в большом помещении, так и на улице (заранее оговорив, в пределах какой территории можно прятаться). В начале действия один игрок прячется, а оставшиеся начинают искать его. Тот, кто разыщет спрятавшегося, прячется вместе с ним, остальные продолжают искать. Игра длится, пока не останется только один ищущий, а остальные дети спрячутся.

Найди пару

Цель этого занятия – развить у детей навык быстро реагировать на сигнал и ориентироваться в ситуации. В самом начале все малыши выстраиваются в линию у стенки. Каждому дается цветной флажок или другой заметный предмет яркого цвета. Когда воспитатель дает команду, ребятишки начинают разбегаться по площадке. Когда они услышат команду воспитателя «ищи себе пару», те, у кого предметы одинакового цвета, объединяются в пары. Эта игра лучше всего подходит для нечетного числа участников, чтобы в конце один остался без пары.

Подвижные игры для старших дошкольников

Подвижные игры для дошкольников старшей группы преследуют несколько другие цели. В возрасте от 5 до 7 лет характер игры детей меняется. Они становятся более заинтересованными в результатах игры, стремятся выиграть, поскольку стараются реализовать свои желания и потребности. Хотя элемент подражания все еще присутствует, он уже не играет такой важной роли, как раньше.
Подвижные игры для детей дошкольников

Пчелки и медведи

Участники делятся на две команды, которые обозначаются как «медведи» и «пчелы». В начале игры «пчелы» занимают свои места в «ульях» (это могут быть скамейки или стульчики). По сигналу ведущего «пчелы» летят на луг искать мед, а «медведи» залезают в ульи и едят его. Как только пчелки услышат команду «медведи!», все возвращаются в свои ульи и «жалят» (то есть, хватают) тех медведей, которым не удалось убежать. В следующий раз ужаленный медведь остается в своей берлоге вместо того, чтобы искать мед. Игра продолжается, пока не останется медведей.

Не выпусти мяч

Игроки собираются в круг, положив руки друг другу на плечи. У человека, стоящего в центре, под ногами мяч, который он должен попытаться выбить из круга. Задача остальных – отбивать мячик обратно в центр, не выпуская из круга. При этом им нельзя разнимать руки. А значит, надо действовать слаженно. Если мяч пролетит над чьими-то руками или головой, это не засчитывается, и игра продолжается. Если же мяч проходит через чьи-то ноги, то это означает победу ведущего, и он меняется местами с тем, кто умудрился выпустить мяч.

Лес, озеро, болото

На земле чертится круг круг, достаточно большой, чтобы в него поместились все игроки. Затем – еще три круга на одинаковом расстоянии от первого. Дайте названия этим кругам, например, «лес», «болото» и «озеро», и пусть участники займут свои места в первом круге. Затем ведущий назовет животное, птицу или рыбу (или растение, если это заранее обговорено правилами игры). Каждый участник должен поспешить попасть в тот круг, который, по его мнению, больше всего подходит для этого существа. Если ведущий называет лягушку, можно занимать абсолютно любой круг. Побеждают те, кто выбирают круги без ошибок, а те, кто опоздал или занял неправильное место, получают штрафные очки.

По кругу

Усадите группу на пол в круг и посадите одного ребенка в центре с закрытыми глазами. Передавайте по кругу какой-либо предмет максимально быстро. Когда ребенок в центре скажет «стоп!», предмет должен быть остановлен, а игрок, у которого он в этот момент окажется в руках, должен получить от ведущего букву алфавита (кроме тех букв, на которых нет или почти нет слов). После этого предмет снова начинают передавать по кругу, а ребенок, получивший букву, за это время должен быстро назвать 8 слов, начинающихся с нее. Если он не справится с задачей за то время, пока предмет обходит полный круг, то становится ведущим.

Мячики-попрыгунчики

Возьмите пустую коробку из-под яиц с большим количеством отделений. На дно каждого из них нанесите цифры от 1 до 30. Поставьте на пол получившуюся картонную мишень. Разделите игроков на две команды. Отметьте линию на расстоянии 1-2 метров от мишени и дайте каждой команде по 4-5 маленьких мячиков. Цель – набрать как можно больше очков, попадая по ячейкам коробки. Но важно, что мячики должны сначала отскочить от земли, прежде чем попасть в цель.

Мышеловка

Подвижные игры для развития дошкольников
Два человека встают напротив друг друга, сцепляют руки и поднимают их вверх. Затем оба скандируют:
  • Как нам мыши надоели, всё погрызли, всё поели.
  • Мы поставим мышеловку и мышей поймаем ловко.
По мере того, как участники произносят эти слова, остальные должны быстро пробегать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие быстро опускают руки и хватают одного из участников – того, кто в этот момент как раз пытался пробежать. Пойманный присоединяется к мышеловке, и теперь их уже трое. Так постепенно мышеловка расширяется. Победителем объявляется участник, последний оставшийся в живых.

Минное поле

На полу раскладываются самые разные предметы, большие и маленькие, игрушки – что угодно. Одному из детей завязывают глаза, и он должен осторожно пройти на другой конец комнаты, не задев ни один из предметов. Если задел – значит, подорвался на мине и выбывает из игры. Победителем становится тот ребенок, который пройдет поле, не задев ни одного предмета.

Эстафеты

Дети старшего дошкольного возраста и школьники любят командные эстафеты. Суть в том, чтобы справиться с задачей быстрее, чем команда противника. Задания могут быть абсолютно разные. Например, проскакать дистанцию в мешке или со связанными ногами, пронести воздушный шарик на палочке или мячик на ложке, ни разу не уронив. Остальные члены команды ждут на старте. Как только первый игрок сделает круг и вернется на место, на дистанцию бежит следующий. И так, пока вся команда не справится с задачей.