Философия составляет основу педагогических и воспитательных концепций. В основе методологии педагогики лежат такие философские теории как прагматизм, экзистенциализм, неопозитивизм, неотомизм и бихевиоризм.
Философское направление прагматизм делает уклон на практическое применение теоретических основ в обучении и воспитании. Основателями этого направления философии были Ч. Пирс и У. Джеме. Американский философ Дж. Дьюи развил и систематизировал идеи ранних прагматистов в субъективно-идеологическое учение инструментализм, главное положение которого состояло в том, что обучение не должно быть оторвано от воспитания, а школа от жизни. Обучение и воспитание строится на практических задачах, при решении которых возникают навыки коллективного общения, творчества, преодоления разногласий, воспитываются приспособленные к жизни люди. Научно-техническая революция привела к тому, что идеи прагматизма себя изжили, возникла острая потребность в людях с твердыми знаниями и принципами. В итоге модернизации идей классического прагматизма возник неопрагматизм, дополненный новыми принципами, понимающими процесс воспитания как процесс социализации. Суть его в том, что воспитание способствует самоутверждению личности, основной упор делается на индивидуалистическое направление процесса воспитания.
Экзистенциализм признает высшей ценностью личность. По мнению экзистенциалистов, личность изолирована и обречена на существование в чуждой ему среде. Социальные институты наносят личности непоправимый ущерб, сковывая его деятельность нормами, унифицирующими поведение, а каждая личность способна сама создать такой мир, который ей нужен. В экзистенциализме существует определенное недоверие к воспитанию, считается, что человек сам себя воспитывает, а значит и необходимость школ отпадает. Центром воспитательного воздействия является подсознание, а сознание второстепенным. Роль учителя состоит лишь в том, чтобы создавать свободную атмосферу и не препятствовать самовыражению личности, помочь воспитаннику обрести внутреннюю нравственность.
Неопозитивизм возник в результате осмысления явлений научно-технического прогресса на основе классического позитивизма, выраженного идеями Аристотеля, Платона, Канта и Юма. Неопозитивизм окреп и получил название «новый гуманизм», а некоторые его направления называют сциентизмом. В основе неопозитивизма было положение о том, что воспитание должно быть свободно от мировоззренческих идей, поскольку социальная жизнь не нуждается в идеологии в условиях научно-технического прогресса, ей требуется «рациональное мышление». Новый гуманизм выступал за гуманизацию системы воспитания, считая ее главным средством утверждения справедливости во всех сферах жизни общества как высшего принципа межличностных отношений. Конформизм считался абсолютно недопустимым, препятствующим формированию рационально мыслящей личности. Сторонниками сциентизма отстаивались идеи рационального мышления как главного критерия зрелости личности, в результате чего она сможет запрограммировать свое развитие.
Неотомисты считают, что объективная реальность находится в полной зависимости от воли Бога, а теология является высшей ступенью познания. Они считали, что наука не может постичь сущности мира, поскольку в ее распоряжении находится лишь клочок материального мира. Следовательно, необходимо совершенствовать «истинное образование», приобщающее молодежь к культуре на основе ценностей религии, воспитывающее веру в Бога и приближающего человека к высшему проявлению разума. Наука и религия в сфере образования и воспитания обязаны дополнять друг друга, при этом наука в области земных естественных явлений, а религия в духовной сфере, не подчиняющейся законам природы. Основными положениями неотомизма была двойственность человека как единство материи и духа, индивида и личности, при этом главным является душа.
Бихевиоризм это психолого-педагогическое направление технократического воспитания, которое базируется на новейших достижениях науки о человеке и использует современные методы исследований его поведения, способностей и потребностей. У истоков классического бихевиоризма стоял Дж. Уотсон, который обогатил науку положением о зависимости поведения от стимула. Согласно идеям необихевиоризма человеческое поведение это абсолютно управляемый процесс. Для достижения определенного поведения необходимо подобрать стимулы и применить их по назначению, создать в учебных заведениях атмосферу напряженной умственной деятельности, управляемой рациональными алгоритмами. Важной частью организации учебно-воспитательного процесса является электронно-вычислительная техника.