С самого раннего возраста воспитанники детского сада рисуют животных, как диких, так и домашних. Если младшие дошкольники делают это на примитивном уровне, то в подготовительной же группе это уже достаточно выразительные и реалистичные образы. Рисование на анималистическую тематику не только развивает художественные способности ребенка, но и обращает его внимание на красоту братьев наших меньших, порождает желание оберегать их.
СодержаниеСвернуть
Специфика рисования животных в подготовительной группе ДОУ
Дети 6–7 лет хорошо изображают предметы не только с натуры, но и по представлению и памяти. Они могут нарисовать керамическую фигурку животного, которая находится у них перед глазами, но и также вспомнить, как выглядит их домашний питомец или зверек, которого они видели в зоопарке, и передать это в художественном образе. Кроме того, воспитанники подготовительной группы изображают животных, которых они никогда не видели, а знают о них только по рассказу воспитателя или из мультфильмов (например, белый медведь, кит или жираф).
В этом возрасте у ребят хорошо развита наблюдательность. Дошкольники хорошо подмечают характерные особенности объектов и способны передать это посредством рисунка. Если в средней и старшей группах педагог указывал на сходство и различие разных животных (либо подводил к этому детей с помощью прямых вопросов), то воспитанники подготовительной группы могут делать выводы самостоятельно (например, понять, чем отличается белка от других животных).
Зная, что в целом все животные похожи друг на друга, а некоторые имеют очень большое сходство, дети пользуются этим свойством в процессе изобразительной деятельности. Например, если ребенок научился рисовать котенка, то ему не составит труда изобразить тигра, льва, леопарда, пантеру. Главное — уяснить для себя ключевую особенность каждого из этих зверей: тигр — полосатая окраска, пантера — черная, лев — большая пушистая грива, в отличие от кошки у всех этих диких животных длинный мощный хвост (а у льва есть еще и симпатичная кисточка).
Задача педагога в подготовительной группе — дать общий анализ строения тела животного, которого детям предстоит рисовать. Например, овальное туловище, круглая голова, длинные уши, длинный хвост, шея, хобот и пр. Хорошо продемонстрировать ребятам игрушки — простые по форме и строению. Они могут быть керамические, мягкие, резиновые — главное, реалистичные.
Воспитатель предлагает дошкольникам мысленно разбить объект на составляющие части, сравнить их с геометрическими формами и изображать последовательно, не забывая при этом о пропорциях. Это так называемая алгоритмическая схема рисования. После многократного выполнения каждой схемы навык рисования постепенно доходит до автоматизма. Например, туловище кошки — это большой круг, внутри его рисуется кружок поменьше — голова, два маленьких треугольника на голове — ушки. Прорисовываем мордочку: глаза — две маленькие точки, нос — точка пожирнее. В виде горизонтальных линий изображаем усики. Дополним образ лапками в виде овалов и хвостиком произвольной формы. Отметим, что после такой схематичной прорисовки лишние линии стираются, и рисунок раскрашивается ребенком.
По подобной схеме (с помощью основы из геометрических фигур) можно рисовать самых разных животных. Например, у лошадки также овальное туловище, но голова уже не круглая (как у кошки), а овальная. Соединяем голову и туловище с помощью длинной красивой шеи. Ноги у лошади длинные, вверху утолщаются, а внизу оканчиваются копытами. Дополняем образ красивым хвостом, гривой и маленькими ушками. Отметим, что по указанному алгоритму ребенок без труда нарисует корову и оленя (не забываем при этом про рога разной формы). После того, как у ребят выработается навык рисования лошади, можно предложить им фантазийную тему «Сказочный конь»: он может иметь крылья, рог на лбу (единорог) и самую неожиданную окраску.
Используемые материалы и основа
В подготовительной группе дошкольники работают с широким набором материалов. Помимо привычных гуаши, акварели, цветных карандашей, можно предложить ребятам сангину, угольный карандаш, сухую и жирную пастель, гелевые ручки.
Созданию выразительного образа часто способствует соединение в одном рисунке разных материалов, например, акварели и фломастеров. Например, при создании композиции «Белый медведь и северное сияние» животное можно нарисовать гуашью, а разноцветное небо оформить восковыми мелками.
Интересные работы получаются в графическом жанре — когда композиция рисуется только простым графитным карандашом.
При работе с красками основа рисунка — лист бумаги формата А4 — тонируется воспитателем в соответствующий фон (отметим, что в старшем дошкольном звене дети сами могут выполнять эту работу накануне занятия по рисованию). Цвет тона определяется темой композиции: если это животные Африки, то он будет песочным, если обитатели средней полосы — зеленоватым. Фон может быть комбинированным: половина листа (небо) голубого цвета.
Анималистическая тематика может быть представлена и коллективными композициями. В этом случае педагог подготавливает соответствующую основу. Она может быть необычной формы, например, в виде африканского материка с его пустынями и реками, если детям предстоит изображать животных жарких стран. Другие варианты — природа Арктики (для рисования животных севера) или Австралии.
Техники и приёмы рисования, которые нужно использовать при рисовании животных в подготовительной группе
В подготовительной группе у дошкольников отрабатываются все освоенные ранее приемы рисования. Так, совершенствуется свободное владение карандашом. При изображении длинных линий у ребенка задействуется вся рука, а при прорисовке мелких деталей работают только пальцы.
При рисовании животного важна передача плавности линий его тела, ритмичность расположения пятен или полосок на шкуре, равномерность закрашиваемой поверхности. Дети должны следить за плавным переходом одного оттенка в другой (то зависит от регулирования силы нажима на карандаш). Темные мест покрываются штриховкой более густо, при раскрашивании светлых используется легкий нажим..
Дети совершенствуют приемы рисования красками: мелкие элементы обозначаются кончиком кисти, крупные части тела животного и длинные линии рисуются всем ворсом.
Чтобы реалистично передать окраску животного, дошкольники должны иметь полное представление о разнообразии цветов, владеть приемами их смешивания для получения нужных оттенков.
Что касается сюжетных композиций, то дети 6–7 лет совершенствуют умения гармонично размещать их на листе бумаги. Животных, которые расположены далеко, они рисуют более мелкими и размытыми. Звери на переднем плане изображаются крупно, детально прорисованы, более контрастны.
Контур животных в подготовительной группе, как правило, прорисовывается простым карандашом (чтобы можно было подкорректировать изображение) легким движением руки. Причем, если ребята рисуют с натуры фигурку керамического животного (довольно простую по форме), то контур будет неразрывным (не нужно рисовать отдельно силуэт каждой части тела).
Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности при рисовании животных в подготовительной группе, уместность индивидуального подхода
Композиция в анималистическом жанре станет более интересной, если включить в нее аппликативные и пластилиновые детали. Так, очень оригинально смотрится крокодил, тело которого — приклеенный зеленый лист березы с его характерными зубчатыми краями.
С помощью дополнительных видов изобразительной деятельности также можно изобразить северное сияние при изображении красками белых медведей. Это могут быть элементы пластилинографии (размазанные кусочки пластилина разных цветов) или аппликация из полосок цветной бумаги, а ещё лучше, блестящей фольги.
С помощью подобных приемов можно успешно реализовывать на занятии рисованием индивидуальный подход: предлагать такую работу детям, которые быстро и качественно справляются с заданием, имеют повышенный интерес к изобразительной деятельности.
Конкретные варианты композиций (в том числе коллективных) в рамках темы «Дикие и домашние животные» в подготовительной группе
Традиционно в начале второго полугодия в подготовительной группе дошкольникам предлагается рисование «Кони пасутся» (либо «Лани гуляют»). Это декоративно-сюжетная композиция. Вариантом такого занятия может стать рисование с натуры керамической фигуры — это опять-таки может быть лошадка или олень.
Однако анималистическая тема очень широка и многогранна, чтобы ограничивать ее только данным занятием. Идеальный вариант — когда рисование животных приурочено к изучению соответствующих тем при познании окружающего мира. Так, после знакомства с домашними животными (в детском саду эта тема предлагается в каждой группе, только усложняется с возрастом) ребята с радостью нарисуют кошку или собаку, лошадь или овцу. Кстати, в феврале детям обычно предлагается сюжетная работа «Пограничник с собакой», где также затронут анималистический жанр.
Необычная интерпретация темы «Домашние животные» — «Сказочный конь». Такое рисование позволяет детям выразить творческую самостоятельность, пофантазировать и почувствовать себя волшебниками. Ведь, такую лошадку можно наделить любыми чудесными чертами — изящными крыльями, золотым рогом на лбу, украсить ее тело цветами или звездами.
Ежегодно дети закрепляют тему «Лесные обитатели» — расширяют знания о животных средней полосы России. Соответственно, на более сложный уровень переходит рисование ежика (предлагается сюжетная композиция «Еж с ежатами»), зайца, белки, бурого медведя, лисицы. Все эти звери, как правило, изображаются на фоне лесного пейзажа.
В рамках темы «Животные жарких стран» дети могут изобразить жирафа, слона, льва, зебру, крокодила. Это также может быть рисование по выбору либо коллективная композиция: ребята рисуют любое животное, а затем приклеивают его на общий фон. Такая работа требует слаженных действий от дошкольников, взаимопонимания: звери должны быть подобраны по цвету, размеру, гармонично расположены на основе. Более упрощенный вариант — дети раскрашивают готовые трафареты животных.
Интересная анималистическая тема — изображение кита или дельфина (дети должны усвоить, что это морские млекопитающие, а не рыбы).
После знакомства с животными севера ребятам хорошо предложить изобразить белого медведя на фоне северного сияния. Как показывает практика, такие работы всегда получаются яркими и запоминающимися.
Интересные композиции получаются по теме «Животные Австралии»: дети могут нарисовать кенгуру, утконоса, дикую собаку Динго.
Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия: рассматривание игрушек, картинок, беседа по вопросам, сказка, стихотворения и пр.
Хотя рисование животных для детей 6–7 лет — само по себе увлекательное занятие, игровая мотивация в подготовительной группе еще больше будет стимулировать ребят к изобразительной деятельности.
Воспитатель может начать занятие с того, что в группу почтальон приносит какую-то странную посылку. Ее прислал доктор Айболит. Оказывается, он плыл на корабле в Африку, чтобы лечить животных, но случилась буря, волны попали в каюту и размыли карту. Несколько животных остались, но Айболит совсем не помнит, как выглядит жираф, слон, лев, зебра и пр. А доктору это очень нужно знать, ведь все эти звери болеют, а ему нужно узнать их, чтобы начать лечить.
Такая проблема, несомненно, затронет детей, ведь, они, как правило, восприимчивы к чужим переживаниям. Ребята с радостью нарисуют недостающих животных для карты Айболита.
Другой пример мотивации — воспитатель напоминает детям, что на прошлом занятии они рисовали лисицу из треугольников, ее заколдовал злой волшебник Каляка-Маляка. Победить его может только один большой и сильный зверь. Далее идет загадка про медведя. Дошкольники рисуют медведя, для того чтобы он одолел злого волшебника.
К ребятам может обратиться с просьбой белый медвежонок Умка — он потерял своего друга. Дети отправляются в путешествие по Арктике, чтобы найти его.
Воспитанникам подготовительной группы уже живо воспринимают различные мифы и легенды. Их заинтересует история приручения лошади. Прометей — древнегреческий бог огня — всегда стремился помочь людям. Он обучил их строить дома, возделывать поля и привел лошадь. Ведь, человеку было трудно самому возить дрова, сено, урожай.
Чтобы дети захотели нарисовать то или иное животное, нужно рассказать детям интересные сведения о нем. Так, например, оказывается, у той же лошади, очень хорошие зрение и слух: она улавливает даже незначительные шорохи, недоступные человеческому уху. Губы лошади настолько чуткие, что она ощупывает ими предметы. Это очень выносливое животное: выдерживает большую жару и холод.
Педагог может рассказать ребятам пословицы о лошадке, а дети попробуют своими словами объяснить их смысл:
- «У хорошего хозяина, нет плохой лошади».
- «Коня ячменем не испортишь»
- «Добрый конь от еды согревается».
- «Береги лошадку, не наливай в насадку».
Можно разучить с дошкольниками считалку про лошадь:
«Конь вороной остался под горой, какого коня сизого или белогривого».
Мотивацию к рисованию животных, конечно же, можно заимствовать из художественных произведений. Большой потенциал в этом плане представляют собой сказки Р. Киплинга о том, как животные приобретали свои отличительные черты. Как правило, дети с неподдельным интересом воспринимают эти истории. Так, в сказке «Кошка, гулявшая сама по себе» повествуется о том, как человек приручил домашних животных, ведь изначально все они были дикими. Педагог озадачивает детей вопросом о том, чем же кошка так отличается от остальных животных. Оказывается, она очень ценит свою независимость. После прочтения сказки и беседы по вопросам детям можно предложить по желанию нарисовать любое домашнее животное. Ведь, почти все они представлены в этом произведении.
Другие не менее интересные сказки Киплинга :
- «Откуда у Кита такая глотка».
- «Слоненок».
- «Отчего у Верблюда горб».
- «Откуда у Носорога шкура».
- «Откуда взялись Броненосцы».
После знакомства с этими историями ребятам, наверняка, захочется изобразить их героев.
Про диких и домашних животных есть множество интересных стихотворений, которые успешно можно использовать на занятии. Приведем некоторые примеры:
Л. Слуцкая
А жираф-то наш каков:
Шарф связал из облаков.
Шею вытянув немножко,
Он из солнца сделал брошку.
Ну, а ночью наш чудак
Звёздный сшил себе гамак.
В гамаке таком приятно,
Но потом на шкуре — пятна.
С. Маршак «Зебры»
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
Н. Капустюк
Любопытный кенгурёнок
Вырастает без пелёнок.
И пелёнки ни к чему
В сумке маминой ему!Если кролика ты встретил
Высотою он с гору,
Значит он совсем не кролик,
Повстречал ты кенгуру.
Если сумку ты увидел
У него на животе,
Не продукты там хранятся,
С малышами сумки те!
Если же из этих сумок
И мордашки не торчат!
Тут не нужно долго думать –
«Тихий час» у кенгурят!
Что касается забавных физкульминуток, то при желании можно найти вариант практически на любую анималистическую тему.
«Ежик и барабан»
С барабаном ходит ежик, Бум-бум-бум! Целый день играет ежик, Бум-бум-бум! |
Дети маршируют по кругу, изображая игру на барабане. |
С барабаном за плечами, Бум-бум-бум! Ежик в сад забрел случайно, Бум-бум-бум! |
Маршируют, спрятав руки за спину. |
Очень яблоки любил он, Бум-бум-бум! | Подносят ко рту то одной, то другой рукой воображаемое яблоко. |
Барабан в саду забыл он, Бум-бум-бум! | Разводят руками. |
Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум! И удары раздавались, Бум-бум-бум! |
Руки на поясе, выполняют прыжки на месте. |
Зайцы здорово струхнули, Бум-бум-бум! Глаз до зорьки не сомкнули, Бум-бум-бум! |
Приседают, сделав «ушки» из ладошек. |
«Медвежата»
Медвежата в чаще жили, | Встать в позу медведя |
Головой своей крутили Вот так, вот так. |
повороты головы |
Медвежата мёд искали, Дружно дерево качали. |
наклоны вперёд |
Вот так, вот так. Вперевалочку ходили И из речки воду пили. |
наклониться к полу |
Вот так, вот так А потом они плясали, Выше ноги поднимали. Вот так, вот так. |
показать |
«Кошка и собачка»
Кошка Муська моет носик. | ладонью потереть нос |
Кошка Муська ушки трет. | большим и указательным пальцем потеть мочки ушей |
Потому, что нашу киску, К себе в гости Жучка ждет. Им двоим совсем нескучно, Сообща все веселей! Вместе нюхать, |
вдох через нос, выдох через рот |
Вместе лаять, | гав-гав |
И мяукать, и мурлыкать, | мяу-мяу,мур-мур |
И конечно же попрыгать. | прыжки на месте |
Береги своих друзей! | хлопки в ладоши |
Пальчиковая гимнастика «Африка»
В Африке мы побывали пони, зебру повстречали крокодила, попугая вот компания какая |
шагают пальчиками по столу |
Там жирафы и слоны, обезьяны, тигры, львы | поочерёдно загибают пальцы |
Мы хотим про них всё знать | сжимают и разжимают пальцы |
Хорошо нарисовать | имитация рисования карандашом |
Пальчиковая гимнастика «Морские животные»
Жил да был один дельфин, | перед грудью, плавные движения влево — вправо |
Два конька дружили с ним. | ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх — вниз |
Приплывали к ним киты, И акула и моржи. |
руки сложены накрест, взмахи ладонями |
Те учили их считать: Раз, два, три, четыре, пять. |
сжимаем и разжимаем кулачки, загибаем пальчики, начиная с большого |
Конспекты занятий
ФИО автора | Название конспекта |
Штырхунова Т.Н. | «Дельфин» (графическое рисование) Образовательные задачи: учить рисовать дельфина в движении, обозначать круги на воде и брызги с помощью ластика.
Эти инструменты пришли к детям, чтобы они разрешили их спор. Кисточка утверждает, что она самая нужная — дружит с красками, имеет красивый беличий хвостик. Карандаш же помогает художнику рисовать картины в серых тонах. Он тоже очень нужен, может иметь разные оттенки серого. Карандаш предлагает дошкольникам нарисовать дельфина. Но вначале дети должны рассказать о нем, опираясь на мнемосхемы следующего содержания:
Дельфины рождают своих детей и выкармливают их молоком. Проводится пальчиковая гимнастика «Морские животные». |
Пшенкина Ю.А. | «Белый медведь и северное сияние» (рисование восковыми мелками) В начале занятия появляется медвежонок Умка, который потерял своего друга и надеется на помощь ребят. Они обещают нарисовать ему друзей. Загадка про северное сияние.
Воспитатель объясняет детям, что это за явление природы, какое оно красивое. На темном небе переливаются разноцветные полосы, которые дают отблеск на белый снег — он словно дрожит.
Педагог объясняет принцип рисования белого медведя: тело складывается из геометрических фигур (овалы разного размера). |
Шахова Л. В. | «Жираф» (рисование акварелью и восковыми мелками) Воспитатель предлагает ребятам отправиться в жаркую Африку, где никогда не бывает зимы.
Практическая деятельность детей. Педагог предварительно уточняет, почему лист бумаги лучше расположить вертикально. Контур рисуется простым карандашом, затем восковыми мелками обозначаются пятнышки, а после шкура животного раскрашивается акварелью. Акварель не ложится на воск — пятнышки остаются яркими. Когда животное нарисовано, воспитатель предлагает ребятам дополнить композицию подходящим фоном (можно использовать любые материалы). В конце занятия дети рассказывают о своих жирафах. |
Минаева Т.В. | «Сказочная лошадь» Беседа на тему: как может выглядеть сказочная лошадка, чем она отличается от обычных лошадей. Чтение отрывка из сказки А. Ершова «Конек-горбунок».
Рассматривание картинки, на которой изображена бегущая лошадь. Обсуждается ее форма туловища, как расположены ноги, шея, голова. |
Примеры готовых работ воспитанников подготовительной группы по теме «Дикие и домашние животные» с комментариями по выполнению работы. Поэтапное рисование животных
Привычная для дошкольников тематика — изображение домашних животных. В подготвоительной группе эти образы становятся яркими и выразительными. Так, интересны работы на тему лошадей. Динамичен рисунок «Конь скачет» — движение передано благодаря правильному положению ног животного. Красивый конь изображен на рисунке «Цирковой конь» — коричневого окраса с ярко-рыжей гривой, отметим четкую передачу деталей (сбруя, седло, копыта). Ребенок уловил даже положение хвоста при движении лошади. «Волшебный конь» смотрится красиво и необычно: роскошная золотая грива и хвост, украшенные цветами, розовые ушки. Отметим необычный затейливый фон рисунка.
Забавной получилась корова (композиция «Коровушка») — у нее доброе выражение мордочки, торчащий хвостик и милая пятнистая окраска.
Позитивным настроеним проникнута работа «Моя Муся», где ребенок изобразил своего любимого питомца: на фоне голубовго неба ярко светит солнышко и растут чудесные цветочки. Также очаровательные кошечки рыжего окраса изображены на рисунке «Кошка с клубочком» и фотовыставке «Рыжий кот».
В старшем дошкольном звене практикуется рисование п омотивам пожвиных игр. Одна из таких композиций — «Как мы играли в подвижную игру «Кошки-мышки», где изображена кошка и забавные мыши, стоящие на задних лапках.
Интересно выгляит собачка, раскрашенная гжельскими узорами (рисунок «Игрушечная собачка»).
Очень реалистично передан образ животного в сюжетных композициях «Пограничник с собакой» и «Собака — помощник пограничника».
Галерея: собака, лошадь, корова, кот, овечка
Не менее интересное занятие — изображение диких животных, со многими из которых дошкольники познакомились только в подготовительной группе. Ребятам нравится рисовать жирафа — это грациозное животное с ярким окрасом (работы «Красавец жираф», «Жираф на солнышке» «Жираф в Африке»), он одинаково эффектно получается как красками, так и карандашом.
Интересны вариации на тему «Кит». Отметим, как реалистично дети передают в рисунке движения волн: «Кит пускает фонтан», «Кит и деьфин», «Добрый кит».
Очаровательна работа на тему северного сияния — семья белых медведей изображена достоверно и трогательно.
Пушистая рыжая белочка прячется среди хвойных ветвей на рисунке «Белочка на ветке».
Представляет интерес сюжетная композиция «Звери на зимовье»: изображающая играющих зайцев и лисенку (судя по его размеру). Рисунок органично дополняют нарядные снегири и снежные хлопья.
Замечательны работы, на которых передан образ бурого медведя: «Медведь в лесу» и «Медведь в берлоге». В обоих случаях очень красиво оформлен фон.
В подготовительной группе дошкольники пробуют на занятии рисовать следы различных животных (композиция «Следы на снегу», «Следы диких зверей»).
Фото: кит, белка, жираф, заяц, ёжик, белый медведь
Рисование животных в подготовительной группе — сложный и увлекательный процесс. Использование же нетрадиционных техник позволит детям более широко раскрыть свой творческий потенциал и пробудить фантазию. Так, техника тычка позволит реалистично передать мохнатую поверхность шкуры и пушистый мех животного.
В подготовительной группе активно используется поэтапное рисование. Перед детьми выстраивается четкий алгоритм изображения животного. Это очень увлекательный процесс — видеть, как из отдельных линий и фигур выстраивается целостный образ животного.
Поэтапное рисование зверей
Большинству дошкольников очень нравится изображать различных животных, в подготовительной группе они делают это на вполне высоком уровне. Кроме того, рисование в анималистическом жанре сегодня приобретает особую значимость — в детям необходимо с юных лет воспитывать гуманистическое отношение к миру живой природы.