Несмотря на то, что огромная часть айсберга педагогики, которая находится под водой, это дидактика, или же теоретическая педагогика, самой важной ее частью является верхушка – то есть педагогика прикладная, социальная. Это, фактически, синонимы, потому как именно в социальной среде развивается личность, социумом обусловлено общение учителя и ученика, да и само по себе взаимодействие этих двух главных составляющих педагогики – ее субъекта и объекта – является действием социальным. Прикладная педагогика в России уже насчитывает вековую историю.
Конечно, не имея такого четкого определения, система существовала и действовала и ранее, ведь воспитательный процесс был всегда и не появился и ниоткуда. Однако, впервые этот термин появился где-то в начале 20-го века в России, когда появились на горизонте труды таких небезызвестных личностей, как Толстой, основавший свою школу, и Ушинский. Все шло довольно гладко, пока революция не свергла царя, и не произошел переворот. В это время педагогике пришлось несладко, особенно после того, как известный педагог Пинкевич изрек свою знаменитую фрау «весь мир насилия мы разрушим до основания», чем и предрек печальную судьбу развития отечественной педагогик и в последующие десятилетия. Однако, были такие удивительнее люди, как Шацкий и Антон Макаренко, которые не только своими литературными трудами, но и своими действиями основывали новую школу, новую социальную педагогику. Макаренко – это настоящий учитель, творец, который исцелял и закалял не просто гибкие, но уже крепнущие умы молодежи, но умы покалеченные, больные, перенесшие социальную травму. Люди, которых вынесло на обочину жизни, становились членам общины , основанной Макаренко, и перевоспитывались в новых людей, живя в кругу единомышленников.
Во времена СССР социальная педагогика переживала странные времена. С одной стороны, многие социальные проблемы просто затаптывались и игнорировались, в них педагоги видели атавизмы прошлого, которые уйдут сами. К тому же, подавляющий авторитарный стиль преподавания в школах и ВУЗах не давал личности свободно развиваться. С другой же стороны, все хорошие ростки, которые появились из советской программы, нацеленной на «мир, труд, май», однозначно положительно отразились на воспитании личности и укоренили каждого человека в мысли о том, что он — часть большого хорошего дела. Такая педагогика воспитывала все лучшее в человеке, но , к сожалению, делала это довольно примитивными методами, которые часто исключали такую необходимую вещь, как индивидуальной подход в обучении и воспитании.
В 1990-ых произошёл раскол. Раскол государственный отразился и на состоянии педагогики как науки. Сверху стали диктовать новые правила, снизу все было совсем по-другому – несоответствие теории и практики. В итоге, обучение шло не слишком успешно. Однако, сейчас ситуация такова, что общими усилиями ученых и педагогов, накоплена масса ценной информации в сфере социальной педагогики, которую необходимо внедрить в жизнь. Этим занимаются некоторые российский научные центры, в частности Центр социально педагогики РАО (российской академии образования).