Как известно из психологии, любые внешние раздражители, воздействуя на органы чувств человека, способны проникать в сознание. Это свойство человеческого организма широко используется в процессах обучения и воспитания. Преподаватели применяют наглядные пособия, чтобы в доступной форме объяснить изучаемый материал. Воспитатели используют фонетический материал для психологического воздействия на своих воспитанников. В последнее время получили большую популярность презентации с использованием подборки фотографий, графики, видеоматериала, музыки и речи. Такая комбинация оказывает максимальное воздействие на главные органы чувств ребенка – глаза и уши. Эту особенность надо учитывать, когда заходит речь о том, какие фильмы следует смотреть детям.

Современный кинематограф обладает мощными средствами воздействия на психику человека. В современных фильмах используются всевозможные трехмерные и четырехмерные эффекты: объемный звук, стереоизображение, вибрация. Все это создает иллюзию полного погружения в виртуальный мир кино, в результате чего порой совершенно теряется связь с реальным миром. Если речь идет о картинах, которые повествуют о реальных событиях, необходимых для изучения, то в этом нет ничего плохого. И сказки, рассказывающие о вечной борьбе добра со злом, в определенной степени вполне допустимы для просмотра ребенком дошкольного и школьного возраста. В воспитательных целях старшим школьникам можно даже смотреть фильмы, содержащие в допустимых нормами пределах сцены насилия и эротики.

Но приходится признать, что в последнее время наблюдается некоторая деградация в кино отдельных жанров и направлений. Особенно это касается мультипликационных или, как их называют на Западе, анимационных фильмов. Казалось бы, эти фильмы, предназначенные в большинстве своем исключительно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, должны содержать в себе элементы воспитания общепринятых норм и традиций. Но, к сожалению, это далеко не так. Как уже отмечалось многими кинокритиками, большинство современных мультфильмов не предназначено для просмотра детям и людям с неустойчивой психикой. Во многих из них имеются такие элементы, которые, мягко говоря, совершенно не предназначены для просмотра не то что детям, но и их родителям.

Этим «недугом» страдают не только американские анимационные фильмы, но и некоторые российские картины. Если раньше существовали различные школы российских и советских аниматоров, воспитанных на лучших традициях диснеевской школы, то сейчас явно ощущается ориентирование на «ширпотреб». Буквально все, начиная с сюжетной линии и заканчивая специальными приемами компьютерной графики, копируется из западных источников. Мало того, совместные проекты российских и американских кинематографистов создаются, как правило, на базе и под чутким руководством американских коллег.

Возможно, кинокритики сильно придираются к таким деталям и неадекватно воспринимают художественный замысел таких картин, но с учетом вышесказанного о воздействии видеоматериала на органы чувств, создателям мультфильмов следовало бы быть внимательнее. А уж воспитателям, педагогам и родителям в первую очередь следует обращать внимание на репертуар анимационных фильмов, который предпочитают их дети.

То же самое относится и к фильмам приключенческого и фантазийного жанров. Некоторые из них на первый взгляд довольно безобидны, но при внимательном рассмотрении не выдерживают никакой критики. Не будем сейчас переходить на личности, упоминать конкретные фильмы и давать практические рекомендации. Каждый педагог должен, во-первых, уметь внимательно, трезво и непредвзято оценивать современные фильмы любого жанра и любой тематики. А во-вторых, он должен разработать свою собственную стратегию, чтобы правильно растолковать те детали и сцены, которые его воспитанники могли увидеть в картинах и понять неправильно.

Особо следует подчеркнуть то пренебрежительное отношение к вопросу семьи и брака, которое подавляющее большинство американских кинематографистов явно или косвенно изображают в своих фильмах. Также стоит сказать пару слов о так называемых естественных потребностях человеческого организма. Для чопорных англичан даже упоминание вскользь об этом считалось недопустимым. Впрочем, и для всей Европы вольности американских фильмов кажутся кощунством. Психологию американцев можно понять. Эта страна в своем прошлом была колонией Англии. После освобождения от влияния английской короны американцы бросили вызов британским традициям и пытались всячески досаждать снобам Туманного Альбиона. Это проявлялось во всем, начиная с манеры общения и заканчивая стилем одежды. Со временем плохие манеры стали нормой и благополучно перешли на экраны кинематографа. Но российским кинематографистам с их богатыми народными традициями не следует им подражать.