(04 июля 2011)

Компьютерные игры давно вошли в нашу жизнь, сейчас и взрослые и дети поголовно в них играют. Представить себе домашний персональный компьютер без компьютерных игр практически невозможно. Кто-то думает, что компьютеры предназначены именно для игр, а многие считают, что компьютерные игры приносят исключительно вред для ребенка. В особенности это касается всяких там боевиков и гонок. От пристрастия к таким играм у детей якобы развивается компьютерная зависимость. Хотелось бы расставить все точки там, где надо, и объяснить, в чем именно заключается опасность.

В компьютерных играх существует множество игровых жанров, которые сочетаются в самых различных комбинациях. Определенная разработчиками концепция разделения игр на жанры выделяет три главных типа игр: игры информации, игры действия и игры контроля. Игры первого типа представляют собой получение информации и познание окружающего мира. Судя по характеристике этот тип игр не только не опасен, а напротив – очень полезен для обучения и воспитания ребенка. К таким играм относятся учебные программы, тесты, программы общения, геройские игры и игры-путешествия. В различных комбинациях эти игры могут составлять такие жанры как ролевые игры, как пазлы, квесты, путешествия и тому подобные. В комбинации с общением игры этого типа могут включать сетевые варианты, в которых можно в интерактивном режиме играть со своими сверстниками и не только. Польза этих игр в том, что они развивают логическое мышление, расширяют кругозор и выполняют еще массу полезных функций в зависимости от замысла разработчиков.

Игры действия представляют собой активные перемещения героев, использование техники и оружия. К таким играм относятся аркада, шпионская, стрелялка, спорт и симулятор. В различных комбинациях эти игры составляют такие жанры, как боевик, поединок, гонка и другие. Подобные игры развивают реакцию и образное мышление. Играя в такие игры в сети интернет, ребенок кроме всего прочего соревнуется с другими, а значит, стремиться быть лучше, а это уже немаловажный фактор в развитии личности.

Игры контроля предполагают командование, управление и распределение средств. Подразделяются они на симуляторы жизни, градостроительство, полководческие, тактические и логические игры. Комбинирование этих игр способствует таким жанрам, как управление, экономика, военные и карточные игры. Помимо логического мышления эти игры способствуют развитию у детей основ экономического мышления, планирования и распределения ресурсов.

Как видим, все жанры компьютерных игр являются вполне безобидными и порой очень полезными для обучения и воспитания ребенка. В чем же может заключаться вред игр вообще и компьютерных игр в частности? Собственно говоря, все претензии к компьютерным играм заключаются в том, что ребенок якобы часами безвылазно сидит в интернете и играет в эти «дурацкие» игры не замечая ничего вокруг. Это действительно происходит, главным образом в таких играх, которые включают элемент азарта и не дают возможности вовремя остановиться. Однако среди компьютерных игр жанров, описанных выше, лишь некоторые обладают подобными свойствами. Это в основном те игры, в которых элемент случайности превышает разумные пределы и эпизоды игры либо не ограничены, либо слишком растянуты по времени. Вообще элемент случайности присущ большинству жанров, это как бы программная основа любой компьютерной игры, однако есть такие линейные игры, в которых случайность вообще отсутствует. Это учебные программы, тесты, квесты, пазлы и им подобные.

На самом деле гораздо опаснее для ребенка игровые автоматы, примитивные «однорукие бандиты», рулетки, карточные игры на деньги типа «очко». Никакой логики они не содержат, все основано исключительно на случайности. Такие игры не требуют каких-либо умственных или физических усилий, нажал на кнопку – получил результат. Шанс выиграть большие деньги, пусть для начала только виртуальные, заставляет ребенка раз за разом давить на кнопку. Это вырабатывает рефлекс, который впоследствии закрепляется надолго. Отучить ребенка от азартных игр намного сложнее, чем, например, от любой компьютерной игры. Потому что ребенок в компьютерную игру играет, как правило, вполне осознанно, а в азартную совершенно бездумно, неосознанно. Если ему, например, запретить играть в боевик, он может долго переживать по поводу того, что его герою так и не удалось достичь определенного уровня и победить всех врагов. В конце концов, он с этим смирится и начнет строить свою империю в стратегии. Переключая внимание ребенка на другой жанр можно добиться того, что он не получит зависимость от компьютерной игры. А если внушить ему, что есть множество интересных и познавательных игр и очень глупо тратить свое время на однообразное прохождение уже знакомых игр, он и сам не захочет больше возвращаться к своим старым играм.