Современное общество осознало несовершенство существующей системы образования и необходимость ее модернизации, в особенности это касается системы школьного образования. Внедрение в образовательный процесс новаторских идей может способствовать изменению сложившейся ситуации в лучшую сторону. Однако далеко не всегда проведение в педагогической практике различных новомодных экспериментов дает положительные результаты.
Любые новаторские идеи должны придерживаться фундаментальных научных концепций и опираться на проверенную временем педагогическую практику. Потенциал музеев, которые представляют для образовательного процесса поистине неиссякаемый источник знаний, в школах и других учебных заведениях используется пока еще недостаточно.
Музейная педагогика не является каким-то новым и недостаточно изученным разделом педагогики, ей посвящено немало научных работ и публикаций в научных и научно-популярных изданиях. Тем не менее, в мировой педагогической практике она не получила широкого распространения.
Школы и музеи являются вполне самостоятельными учреждениями, каждое из которых выполняет определенные функции и каждому из которых присущи свои особенности. Однако между ними так много общего, что их можно было бы объединить в единый образовательный комплекс. По своей сути и школа и музей не могут быть коммерческими учреждениями, они оба нуждаются в государственной поддержке в той или иной степени.
Разрушение одного из них сразу же негативно скажется на состоянии общества и государства, и может грозить падением нравственности и утратой патриотизма. Школы и музеи предоставляют единое образовательное пространство и определенным образом решают вопросы воспитания и образования. Только если для школы образование и воспитание являются приоритетными направлениями деятельности, то музей со своими задачами и функциями вполне мог бы стать учреждением дополнительного образования и воспитания.
В соответствии с современными требованиями к образованию музей обладает гораздо более широким диапазоном возможностей, чем школа или вуз для решения некоторых задач и проблем воспитания и образования. Главными функциональными возможностями музея являются развитие способности извлекать информацию из первоисточника, формирование понятийного аппарата через наблюдение предметов материального мира, совмещение процесса познания с положительными эмоциями.
В музее человек получает возможность по-новому взглянуть на привычные вещи, получить полезную информацию с удовольствием, без необходимости заучивания и закрепления полученных знаний. В качестве посредников между музеем и школой могут выступить педагоги, вооруженные музейной педагогикой. Исходя из этого, музейную педагогику вполне можно считать одной из форм современных образовательных технологий, которая к тому же имеет собственную продолжительную историю и собственную научную методологическую базу.
По мнению Е.Б. Медведевой и М.Ю. Юхневича, которое они изложили в своей статье «Музейная педагогика как новая научная дисциплина», музейная педагогика зародилась в Германии на рубеже XIX и XX веков. Ее связывают с такими именами немецких просветителей и музейных деятелей как К. Кершенштейнер, А. Лихтварк, А. Рейхвен и Г. Фрейденталь. Сам термин был впервые употреблен Г. Фрейденталем в его книге «Музей – образование – школа», изданной в 1931 году. Он посвятил свою научную деятельность проблемам взаимодействия школы и музея. Ему принадлежит специальная методика работы со школьниками, включающая предварительную подготовку детей к посещению музея и последующее закрепление полученных в нем знаний и впечатлений во время урока.
Как считают Г.М. Гогоберидзе и М.Г. Чесняк, музейная педагогика имеет российские корни. Именно российские ученые первыми сделали шаг в этом направлении, а педагогическая деятельность музеев возникла благодаря инициативе органов народного образования Санкт-Петербурга в области профессиональной подготовки учителей еще в 1864 году. Проблемами образования в музеях занимались такие известные педагоги как Д.Д. Семенов, Л.Н. Модзалевский, П.Ф. Лесгафт, Н.А. Корф и другие. В стенах музеев открывались тематические кружки для родителей и учителей. Такие крупнейшие ученые как И.М. Сеченов, Н.М. Пржевальский и С.М. Соловьев регулярно читали при музеях свои лекции для студентов педагогических специальностей и школьников. Отсюда можно делать вывод, что и российские и немецкие ученые практически в равной степени были вовлечены в проблемы музейной педагогики еще в XIX веке.
Ученые Германии занимались главным образом практическими вопросами музейной педагогики. Во-первых, это создание достаточно комфортных условий пребывания детей в музее, в частности по методике «музейных диалогов» А. Лихтварка. Во-вторых, это формирование музейной культуры при помощи рабочих тетрадей, помогающих развить музейную ориентацию. В-третьих, это структуризация образовательного процесса в музее по принципу школьного учебного плана, предложенная Г. Кершенштейнером. В-четвертых, это организация занятий в музее, включая такие этапы, как подготовка, проведение и закрепление приобретенных знаний. И, наконец, в-пятых, это создание модели объединения музея и школы, о которой писал Г. Фронденталь.