Половое воспитание в школе это очень болезненная проблема, с которой связано много недоразумений. Часто это происходит из-за недостаточной грамотности самих преподавателей в этом вопросе и неправильном понимании сути такого воспитания и его значения для формирования развитой личности. О половом воспитании и половых потребностях писали в своих работах древнегреческие философы, ученые Средневековья, психологи Эпохи Просвещения и педагоги начала XX столетия. Некоторые фундаментальные понятия много раз пересматривались, дополнялись современными факторами и требованиями, но основная классификация потребностей, которая определяет поведение человека, была разработана еще в III веке до нашей эры Эпикуром и по сей день остается одной из лучших.

Древнегреческий философ Эпикур, один из первых материалистов и эволюционистов, часто подвергался критике за его смелые высказывания о существовании богов и о происхождении человека. Он не отрицал присутствие богов где-то «в междумирии», то есть в пространстве между мирами, созданными хаотичным движением атомов, но считал, что богам «бессмертным и счастливым» совершенно нет дела до нашего мира и людей. В своих рассуждениях о природе он поддерживал другого древнегреческого философа Демокрита, который жил на сто лет раньше.

Эпикур самое большое внимание уделял этике и воспитанию человека. В тридцать два года он уже основал свою философскую школу, главной отличительной чертой которой было избавление человека от страданий, стремление к удовольствиям, к удовлетворению потребностей. В отличие от стоиков, считавших рок неизбежным, эпикурейцы убеждали в том, что человек сам волен над своей судьбой. Эпикуреец не боится смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет». Эпикурейцы считали, что для счастья человеку нужны в жизни всего три вещи: отсутствие телесного страдания, невозмутимость души и дружба.

Итак, согласно учению Эпикура, все человеческие желания можно условно разделить на три группы:

1) естественные и необходимые, то есть такие, как например, желание еды, питья, сна;
2) естественные, но не необходимые, например, половое желание;
3) желания, которые не являются ни естественными, ни необходимыми.

Последняя группа включает такие желания, как честолюбие, слава, а также желания, входящие в первые две группы, но дошедшие до патологической интенсивности и ставшие страстями. Самой опасной из них после страха перед богами и перед смертью Эпикур считал любовь, от которой предостерегал смертных.

Согласно этой теории половая потребность, которая лежит в основе любви, является естественной, но не необходимой в том смысле, что неудовлетворение этой потребности не угрожает существованию отдельного индивида, она необходима лишь для сохранения вида. К слову сказать, современная педагогика допускает большую ошибку, явно недостаточно растолковывая особенности женской и мужской психики. Между тем, знания такого рода крайне необходимы каждому человеку уже в школьном возрасте, не говоря о более зрелых годах.

Как известно, человеку свойственно стремление к «эмоциональному созвучию» с другим человеком. Этот так называемый «внешнеинтеллектуальный» фактор в 20-х годах XX века был назван швейцарским психиатром Э. Блейлером «синтонией». При этом человек совершенно бессознательно пытается перенести свой образ мыслей и чувств на мир того, с кем он стремится установить эмоциональный контакт. И зачастую такие попытки оканчиваются неудачей лишь только потому, что он не располагает необходимыми знаниями, а следовательно, абсолютно не учитывает в процессе общения особенности психики противоположного пола.

Множество недоразумений, которые связаны с изучением полового поведения, и слишком часто встречающееся отношение к нему как к центральной проблеме среди всех проблем, связанных с жизнедеятельностью и в частности поведением человека, кроется в недостаточной его теоретической разработке, а также в факте существования псевдонаучных и просто мифических взглядов. В частности теория психоанализа, разработанная австрийским психологом Зигмундом Фрейдом, часто служила для объяснения полового поведения человека простым влиянием бессознательного влечения. Между тем, психоанализ лишь объяснял неврологические расстройства человека влиянием бессознательного и сознательного. Эти высказывания Фрейда, вырванные современными психологами из контекста, часто служат основой для неправильного толкования полового влечения. Половое поведение относится к тем несчастным проблемам, по отношению к которым даже серьезным исследователям сложно сохранить строгую объективность и не впадать в крайности, подобно непосвященным.