Не для всех слоев населения в Римской империи воспитание носило одинаковый характер. Разительно от простого люда отличалось воспитание сыновей феодалов. Слабое развитие военной техники и постоянные военные конфликты между соседними феодальными государствами способствовали возникновению типа сугубо сословного военно-физического рыцарского воспитания. В среде феодалов грамотность не являлась обязательной, а воспитание женщин носило строго сословный характер.
Педагогика того времени так же, как и практика обучения и воспитания, была насквозь пропитана духом религиозной идеологии, однако к концу этой эпохи передовые мыслители стали обращаться к литературе древнего мира, положив начало Эпохи Возрождения.
Одним из наиболее ярких представителей философской школы той эпохи является Томмазо Кампанелла. Его сочинение «Город Солнца» стало символом раннего утопического социализма. В этом сочинении философ попытался изобразить идеальное, по его мнению, государство, в котором воспитание носило бы полностью общественный характер и абсолютно одинаково для всех без исключения граждан. Такое воспитание должно было развивать все способности и силы ребенка.
Томас Мур высказывал более радикальные идеи воспитания. Он настаивал на равенстве образования мужчин и женщин и полной интеграции обучения с трудом. Наиболее характерной чертой той эпохи являлось стремление соединить умственное, нравственное и физическое воспитание.
Впоследствии некоторые положительные идеи гуманизма высказал один из крупнейших педагогов всех времен, выдающийся общественный деятель семнадцатого столетия Ян Амос Коменский. Он стал основоположником педагогики нового времени, изложив главные ее принципы в своем научном труде «Великая дидактика».
Главную идею воспитания Коменский в своей книге изложил так: «В школах необходимо всех учить всему, стремится к тому, чтобы в школах при посредстве наук и искусств развивались способности, то есть люди должны становится людьми». Целью воспитания, по мнению Коменского, является воспитание настоящего человека. Идеи гуманизма были близки таким мыслителям того времени как Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Клод Адриан Гельвеций, Джон Беллерс и Дени Дидро.
После Великой Французской Революции мир получил новый общественный строй, но капитализм с его новыми порядками привел в итоге к значительному усилению угнетения. Не случайно идеи утопического социализма в этот период пользуются популярностью. В своих научных работах философы Ш. Фурье, А. Сен-Симон, Р. Оуэн и В. Вейтлинг описывают свои представления об обществе будущего.
Роберт Оуэн, которого считают одним из инициаторов социальных реформ девятнадцатого века, создал наиболее интересную и стройную теорию воспитания. Главной целью воспитания по этой теории являлась его всесторонность и обязательное включение в него физического труда.
На формирование педагогики девятнадцатого века огромное влияние оказал крупнейший педагог и философ, создавший цельную педагогическую систему и заложивший основы современной педагогики, Константин Дмитриевич Ушинский. По мысли Ушинского, воспитание представляется целенаправленным педагогическим преднамеренным процессом «управления личностью», целью которого является подготовка человека к будущей жизни в обществе и активной трудовой деятельности, воспитание умения сочетать собственные интересы с интересами общества, своего народа и всего человечества. Самым главным направлением воспитания он считал нравственное воспитание.
По Ушинскому самыми важными целями воспитания являлись следующие аспекты. Во-первых, это формирование мировоззрения, моральных правил и принципов, взглядов на жизнь, а также формирование системы убеждений, считающейся Ушинским главнейшим путем человеческого поведения. Во-вторых, это развитие нравственных и эстетических чувств, в том числе самого высокого из них – патриотизма, называемого им «общественным цементом». И в-третьих это воспитание навыков и привычек поведения.
Константин Дмитриевич Ушинский всегда подчеркивал важность целеполагания в педагогике, в частности в таких своих научных трудах как «Родное слово», «О пользе педагогической литературы», «Опыт педагогической антропологии» и «Проект учительской семинарии». Ушинского по праву считают главным теоретиком воспитания, отличающимся обширными знаниями и глубоким пониманием сущности педагогических явлений.
Крупнейшим педагогом, теоретиком и практиком начала двадцатого столетия является Антон Семенович Макаренко, один из четырех величайших педагогов, определивших способ педагогического мышления новой эпохи. Его имя, как правило, связывается с понятием «коллективизм» и системой перевоспитания подростков. Целью воспитания по Макаренко являлось сообщество, в котором «отдельная личность будет и наиболее дисциплинированной и наиболее свободной», высоко поднимающее социальный статус молодежи.
Подавляющее большинство педагогов-реформаторов можно отнести к сторонникам единственной цели воспитания, которой является сочетание умственного развития с ручным трудом. Однако среди них были и такие, кто придерживался других принципов и ставил перед воспитанием иные цели.